Musée Cognacq-Jay (Музей Коньяка Джея)
Парижский коллекционный музей, спрятавшийся в квартале Марэ
В Париже нет недостатка в частных коллекциях произведений искусства, которые были преобразованы в музеи, и даже после более чем десяти лет жизни в этом городе мы все еще открываем для себя незаметные культурные жемчужины.
Musée Cognacq-Jay (Музей Коньяка Джея) может быть относительно небольшим по сравнению, скажем, с Musée Nissim de Camondo (Музей Ниссим де Камондо) , но хорошо подобранная коллекция, которая ждет за дверями таунхауса 16-го века на тихой улочке Марэ, позволяет посетителям войти в жизнь двух самых важных меценатов рубежа веков.
Теодор-Эрнест Коньяк и его жена Мария-Луиза Жей были основателями легендарного парижского универмага Samaritan (Самаритянин). На самом деле они познакомились, работая продавцами, и поднялись по экономической лестнице, чтобы в конечном итоге открыть собственный магазин. Они приобрели большую часть своей коллекции в период с 1885 по 1920 год. Нынешний музей насчитывает около 1200 предметов декора и изобразительного искусства.
Первый музей Коньяк-Джей на бульваре Капуцинок.
Теодор-Эрнест Коньяк завещал свои приобретения городу Парижу после своей смерти в 1929 году. Первоначально коллекция хранилась в пристройке к универмагу Samaritaine на бульваре Капуцинок. Коллекция переехала в отель Donon (около 1975 г.) в 1990 году и теперь представлена в 20 обшитых панелями комнатах в стилях Людовика XV и XVI.
Во дворе музея стоит остановиться, чтобы отдохнуть до или после посещения, чтобы взглянуть на строение, которое за свою почти 450-летнюю историю использовалось во многих целях, включая мастерские ремесленников в 19 веке. Здание было в руинах, когда город приобрел его в 1974 году. В 1984 году оно было классифицировано как исторический памятник, а внешний вид был отреставрирован до блеска 16-го века, а элементы, включая деревянные изделия, полы и камины, были перенесены из оригинального музея. Городские власти Парижа решили переместить коллекцию, потому что первоначальное расположение на Больших бульварах не считалось частью «культурной схемы» Парижа, но потомки семьи Коньяк-Джей были против, поскольку они считали, что это идет вразрез с желанием их родственников.
Хотя некоторые жалуются, что новое пространство более тесное, но комнаты скромного размера идеально подходят для демонстрации множества мелких и бытовых предметов, составляющих коллекцию. Миниатюры, шкатулки и скульптуры выставлены в демонстрационных комнатах, которые подчеркивают интимную атмосферу салона.
Теодор-Эрнест Коньяк был вдохновлен художественным движением Intimist, которое отдавало предпочтение домашним сценам и другим повседневным аспектам жизни. Разновидности кабинетов редкостей включают дозатор духов в форме пистолета , музыкальную шкатулку в форме арфы и «необходимую шкатулку», наполненную всем оборудованием, чтобы прожить день в 18 веке.
Можно представить себе, как ложитесь спать на роскошной кровати «а-ля Полонез» (которая когда-то размещалась в Версале) или пьете коктейль на декоративном канапе . Даже если вы не можете посетить музей лично, вы можете совершить виртуальную экскурсию по замысловатым ящикам механического стола 18-го века .
Одна из картин, которая выделяется среди коллекции, — «Deux Jeunes Amies qui s'Embrassent» («Две молодые подруги целуются») французского художника Луи-Леопольда Буальи. Это редкое и раннее изображение лесбийской встречи, но с точки зрения художницы оно кажется более вуайеристским, чем Saphique. Прошлым летом в музее прошла экспозиция, посвященная французской эротике XVIII века в искусстве.
Нынешняя временная выставка Буальи включает в себя многие юмористические приемы тромплейя, которые он впервые применил. Но учитывая, что Буальи прибыл в Париж накануне Французской революции, в его картинах также присутствует определенный политический дух, поскольку он исследовал изнанку общества от женской тюрьмы до шумного бульвара дю Крим .
Музей также уделил повышенное внимание роли женщин в этот период, поскольку им традиционно не уделялось должного внимания. Среди них картина Элизабет-Луизы Виже-Лебрен (она была любимым художником-портретистом Марии-Антуанетты) и портрет британской актрисы и певицы мисс Фрэнсис Марии Келли.
Если вы ищете известных художников, музей тоже поможет вам. Возможно, самой заметной картиной в коллекции является «Валаам и осел» Рембрандта, ранняя работа голландского мастера.
Помимо европейских произведений, в музее также представлены известные образцы китайского искусства, собранные во времена роста международной торговли, открывшей доступ к другим культурам. Красочные статуи птиц, в том числе феникс, привносят живость в комнаты с панелями из темного дерева. Бирюзовый фарфоровый кот служит ночником со светящимися ртом и глазами. Техника глазурования, усовершенствованная китайскими мастерами и обеспечивающая яркие цвета, вызывала большое восхищение у европейских коллекционеров.
В течение 18 века также возродился интерес к римскому искусству после того, как в ходе архитектурных раскопок было обнаружено больше артефактов древности (в первую очередь идентификация городов Помпеи и Геркуланум). Это также была эпоха Гранд-тура, когда молодые люди из высшего сословия путешествовали по континенту, чтобы изучить его историю и культуру, а также активизировали обмены с Османской империей. Музей Коньяк-Джей содержит множество современных интерпретаций этих классических стилей, как в их собственных комнатах, так и разбросанных по всему музею. Есть статуи Кибелы, матери богов в древних мирах, сидящей на троне, и Венеры работы знаменитого французского скульптора Франсуа-Мари Понсе.
Автор Ханна Стейнкопф-Франк