Об окружающем нас мире.

19 июля 2022

Семь отроков Эфесских

DSC05694.jpg

Всегда интересно побывать на месте о котором слышал из легенд, сказаний или религиозных повествований. Изначально они кажутся космически далекими, а когда ты уже на месте, многие шаблоны идут по шву. Совсем недавно ты читал о событиях на этих землях и вот уже тут. Непередаваемые ощущения. 

Так и с этой пещерой. О семи отроках Эфесских услышал очень давно, а когда появилась возможность, пройдя пару лишних километров, прикоснуться к древнему преданию не смог отказать себе в этом. 

Есть у христиан такая важная молитва — Символ Веры. По сути это собрание всех основ вероучения. Считается, что обязательно не только знать, но и понимать ее текст. Заканчивается она: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь». На современном языке это означает, что читающий молитву, ожидает воскресения мертвых и то, что будет жизнь после смерти. 

При этом телесность будет восстановлена даже из праха. Сложно такое вообразить сейчас, а в первые века христианства еще сложнее. Особенно в годы гонений. Тогда-то в Эфесе и произошла история с семи отроками. По сей день она является для верующих одним из примеров и подтверждением воскрешения. 

В 3 веке правил император Деций Траян. О нем говорили,  что в мирных условиях был мягок и общителен, в военных — очень энергичен. Но известен он как гонитель веры христианской, но при этом как восстановитель славы Римской Империи. Правил он всего несколько лет и погиб в бою, но по сей день память о нем жива и она довольна специфическая.

В его представлении массовый отказ верить в римский божественный пантеон подрывал империю. Логика была следующая — граждане перестали приносить жертвы богам — а те в свою очередь меньше стали хранить Рим.

И придумал он, что житель государства должен в присутствии группы лиц, властей и специальной комиссии, приносить жертву, после чего поесть жертвенного мяса. Итогом было получение документа, что все по форме и боги получили все, что нужно для счастья. 

Для христиан выполнение подобного требования было невозможным(потом в их среде даже наказывались те, кто купил тот самый документ о жертвоприношении, а вы думаете только сейчас придумали справки о вакцинации у грешных медиков приобретать, ага-ага). 

Но вернемся в Эфес. Прибывает туда император. Выстраиваются очереди горожан на прохождение жертвоприношения. Но не все желают его исполнять. В том числе и семь молодых людей из знатных семей города. 

До крещения это были Ахиллид, Диомед, Диоген, Пробат, Стефан, Самбатий и Квириак. После его же стали они с именами: Максимиан, Малх, Мартиниан, Константин, Дионисий, Иоанн, Серапион(в разных традициях имена пишутся чуть иначе, например, Максимиан становится Максимилианом). 

Максимиан при этом был сыном в современном понимании главы города. Кто-то доложил императору об этих гражданах и их сразу привели к нему пред светлы очи. Надо понимать, что его указ о таких жертвоприношениях был максимально серьезен, и наказание за непослушание было серьезное, вплоть до высшей меры. 

Деций поговорил с ними, попугал пытками и дал время одуматься. Их освободили и дали время на изменение своей позиции. После чего император покинул Эфес и дальше поехал по делам государства.

Семь отроков раздали бедным и нуждающимся свое имущество , а сами удалились в пещеру, оставив себе средств лишь на скромное пропитание.

Там они и оставались до возвращения в Эфес Деция. Тот в свою очередь сразу вспомнил о них и потребовал доставить к себе на новый разговор. 

Узнав об этом молодые мужчины помолились Богу и уснули глубоким сном.

Императора такая ситуация расстроила и он повелел завалить вход камнями, чтобы никто уже не выбрался из пещеры никогда. 

DSC05691.jpg

Замуровывали его в том числе тайные христиане, которые записали и оставили в камнях таблички с надписями всей истории.

На несколько веков про эту историю все забыли. Христиан уже не истязали. Но среди их появилась секта, говорившая, что мертвы не могут воскресать.

В Эфесе же богатый человек повелел приготовить для одного из своих стад овец загон. Его слуги стали разгребать пещеры, и в одной из которых и обнаружили спящих.

DSC05693.jpg

За полтора века те ни на секунду не постарели и не изменились. Даже одежда осталась без тления. 

Проснувшиеся не поняли сколько времени прошло, и послали Малха узнать, что решил император Деций, при этом попросив купить хлеба.

Подходит тот к Эфесу, а там на воротах крест изображен. По всему городу церкви. Местные господа Иисуса Христа упоминают в разговорах. Малх мягко сказано удивился. Для него прошла ночь, а тут везде христианская символика. 

Пошел он за хлебушком, дает продавцу монету, а на той рожа Деция.

Барыга кипишнул, что монеты старые и видимо кладовые. А если не выдать нашедшего сокровище такое, то от стражи тоже в ухо может прилететь. И заорав сдал проснувшегося властям.

Префект долго расспрашивал кто и откуда Малх и серебро где раздобыл. 

DSC05695.jpg

Тот в свою очередь рассказал всю историю. Городские власти с церковными малость удивились и пошли к пещере. Там и обнаружили они у входа таблички с историей, которые спрятали тайные христиане, замуровавшие вход.

DSC05696.jpg

Все это так удивило жителей Эфеса, что они сразу направили информацию императору. Тот быстро примчался и поговорил со святыми. После чего они вновь удалились в пещеру и вновь уснули.

Император Феодосий захотел им сделать золотые усыпальницы, но во сне они пришли к нему и отговорили от таких почестей. Сказав ,что пусть лежат где уснули, и теперь вновь пробудятся лишь на Страшный Суд.

Феодосий на месте их упокоения возвел храм, а на деньги которые хотел потратить на золотые гробы стали кормить бедноту. 

DSC05697.jpg

В прошлом базилика и пещера стали известным местом для паломников. Сейчас же не такой большой поток верующих приезжает сюда.

DSC05698.jpg

Добраться сюда можно минут за сорок от Сельчука если идти на дальний вход в Эфес

DSC05699.jpg

Подступы огорожены заборами, так что увидеть все можно лишь с расстояния.

DSC05700.jpg

Считается, что на этом месте и уснули отроки. 

DSC05702.jpg

Мощей тут сейчас нет, но в 12 веке их видел наш православный монах игумен Даниил и описал в «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»

DSC05703.jpg

Куда же делись останки святых? Считается, что мощи отроков покоятся во Франции, в церкви Сан-Виктуар в Марселе. Благодаря Крестовым походам не только сокровища материальные утекли из Византии

DSC05704.jpg

Рядом с базиликой почти сразу стало появляться кладбище состоятельных жителей Эфеса. Сейчас от него почти ничего не осталось. Судя по всему оно тоже было разграблено

Недалеко от бывшей пещеры можно увидеть интернациональную традицию оставлять на дереве ленточки и желания загадывать. В эпоху постковида ленточки заменялись на маски.

DSC05707.jpg

В целом место достаточно комфортное, без особых очередей и платы за вход.

DSC05709.jpg

Так что если будете жить недалеко от Сельчука — обязательно зайдите сюда. 

DSC05711.jpg

P.S. Обязательно будут люди, кто напишут, что в Аммане есть тоже пещера спящих отроков. А у Аристотеля есть история о спящих в Сарде. И у братьев-евреев есть Хони, проспавший от разрушения первого Храма до постройки Второго. И так далее и тому подобное.

Никто не спорит. Есть и такое. Но я же рассказал историю, которую почитают католики и православные на этой планете. 

DSC05712.jpg