Гильошированная эмаль – одна из самых эффектных техник декоративной эмали, с помощью которой создается завораживающий переливами цвета объемный эффект цветного полупрозрачного покрытия, который применяется в декоративных целях при создании ювелирных изделий.
Техника нанесения на металл большого количества разнообразных волнистых линий изобретена во Франции более 200 лет назад. Названа по имени ювелира, автора этой техники - месье Гийоше.
В 19 веке все крупные ювелирные фирмы имели специальные станки, выполнявшие на серебре или золоте гравировку в виде сетки волнистых линий. Станки эти имели сложное механическое устройство, а гравированные линии возможно было изменять по амплитуде и высоте волны. В итоге, на металле образовывалась красивая комбинация гравированных волн.
Ведущий вклад в развитие токарно-копировальных станков на Руси внёс русский самородок, личный токарь Петра Первого, Андрей Нартов. Его станки остались в политехническом музее в Москве и их принципы работы практически не изменились за прошедшее время.Каждая эпоха добавляла в технологию что-то новое. Совершенствовался не только станок для гравировки, но и тонкости нанесения узора.
А дальше за дело берутся настоящие алхимики искусства эмали. Цветные пигменты смешиваются вручную и спекаются при температуре 800 – 900 градусов, затем происходит глянцевание, придающее изделию прозрачность и характерный блеск. Именно это сочетание — фактуры металла, подобное снежинкам, чешуйкам и цветных эмалей, уже несколько веков восхищает всех своим внутренним сиянием и разнообразием рисунка.
Впервые гильоше применил Бреге на корпусе своих часов, для того чтобы царапины, которые образуются в процессе эксплуатации, не так бросались в глаза. Эта резьба выглядела как окружности, уменьшающиеся по мере приближению к центру. Позже гильош стали делать и на циферблатах, но текстуры имели уже более замысловатый вид. Уже с середины XVIII века было создано множество сложнейших станков для нанесения гильоше
.Особенно широкое распространение эта техника получила в ювелирных изделиях, предметах роскоши и драгоценных настольных украшениях, выпускаемых фирмой Фаберже. Если взглянуть на самую известную серию изделий «Яйца Фаберже», можно понять, как часто и разнообразно ювелиры мастерской использовали декор гильошированной эмалью.
Фирма Фаберже выполняла свыше 200 вариантов гильоша, используя более 150 оттенков цветов, тогда как другие ювелиры могли украсить свои творения лишь несколькими, самыми простыми, цветами. Знаменитые пасхальные яйца и рамки для фотографий Фаберже до сих пор поражают тончайшей игрой оттенков, совершенством мельчайших деталей.
Узоры гильошировки настолько сложны и неповторимы, что исторически используются как один из видов защиты денежных купюр. Что, к сожалению, в советское время привело к полному запрету его использования в других отраслях и эти станки разрабатывались только мастерами-самородками.
К концу века стремительное развитие технологий и конвейерное производство стало вытеснять ручные ремесла. Это коснулось и техники гильоше.
Интересным фактом является то, что к концу XVII века станки для нанесения узоров гильоше были практически у всех обеспеченных людей. В высшем свете считалось достаточно модным украшать шкатулки уникальными узорами самостоятельно. Занимались таким искусством не только мужчины, но и женщины. Сама королева Виктория считала достойным делом скоротать вечер за токарным станком и собственноручно украсить компас или зеркальце.
В начале XX века европейский мир активно начал применять технику эмалей, в частности гильош, в более доступных демократических украшениях, табакерках, веерах и т .д.