Открывшийся в апреле 2015 года музей «Лошицкая усадьба» расположен в окруженном живописным парком бывшем усадебном доме, уникальном памятнике архитектуры XVIII – XIX вв. В состав усадебно-паркового комплекса входят приусадебный флигель, домик сторожа, руины каплицы, здания винокуренного завода и руины мельницы.
История
В XVI—XVIII вв. на обширной территории к югу от Минска, по течению Лошицы (между Койдановским и Игуменским трактами), располагались два населенных пункта (“села” с владельческими усадьбами). В документах XVI—XVII вв. они назывались “Лошица Одынцовская, или Сухая” и “Лошица Толочинская, или Великая”.
Сохранилась только “Лошица Толочинская” — усадьба, находившаяся почти при слиянии рек Лошица и Свислочь. В XIX в. она называлась, по фамилии новых владельцев, “Лошица Любанского”, а в 30–50-е годы XX в. — “Лошица 1-я”.
Это когда-то было мельницей
Первое письменное упоминание о Лошицкой усадьбе относится к 1557 году. За более чем 400-летнюю историю Лошицей владели многие известные представители дворянских родов, в том числе Друцкие-Горские, Прушинские, Любанские. В имении побывало немало известных и знаковых личностей – драматург Винцент Дунин-Марцинкевич, художник Юзеф Пешка, учёный Николай Вавилов и многие другие.
Броварня (пивоварня)
“Идя вниз” от усадебного дома, размещались конюшни и амбар. Усадьба имела браму с воротами, которая выходила к “старому Минскому гостинцу”. Недалеко от брамы был еще один комплекс хозяйственных построек. За воротами, около церкви, “идя на гостинец Минский”, находились сад и еще несколько построек.
Акварель И. Пешки “Лошица, усадьба Прушинских в полмили от Минска”, датируемая первым десятилетием XIX в., дает некоторое представление о северо-восточной части комплекса рубежа XVIII–XIX вв. Самым ранним из известных планов Лошицкой усадьбы является фрагмент “Дорожной карты” 1797 г., обнаруженный Р.В. Боровым в фондах РГВИА (Москва). Проведенный исследователем комплексный ситуационный анализ рисунка И. Пешки, “Карты” 1797 г. и современных планов усадебного комплекса позволяет утверждать, что изображенное художником главное здание усадьбы, соответствующее “большому дому… на горе” из “Инвентаря” 1772 г., находилось, скорее всего, не на месте современного центрального здания, а на крутом берегу реки, над прудом, на месте флигеля.
Можно предположить, что владевший Лошицей с 1820-х годов Евстафий Прушинский, сохранив фундаменты одного из второстепенных зданий старого усадебного комплекса, не только значительно расширил его, но и фактически выстроил заново в стиле так называемой “курортной архитектуры”. Он же заложил новый парк с разными сортами экзотических деревьев и кустарников. Уже в 1880-х годах в польских энциклопедических изданиях о Лошице говорится, как о “красивой резиденции”.
После смерти Е. Прушинского в 1877 г. имение “по женской линии” перешло к Яну Любанскому. Последним владельцем имения Лошица в 1884 г. стал сын Яна — Евстафий Любанский, активный член Минского сельскохозяйственного общества, превративший Лошицу в одно из самых известных хозяйств Минской губернии.
В конце XIX — начале XX в. он полностью реконструировал комплекс хозяйственных и производственных сооружений усадьбы. Видимо, к этому же времени относится и сохранившийся парадный въезд в усадьбу с северо-запада — ворота с калиткой и небольшое одноэтажное помещение для сторожа, выполненные из красного лицевого кирпича.
Каплица
Парковой структурой пронизан и объединен одновременно весь комплекс. Головная часть парка — при главном усадебном доме. Она построена на системе четырех взаимосвязанных полян (партер перед зданием, большая верхняя поляна, широкое раскрытие на пойму Свислочи от юго-восточного фасада усадебного дома и нижняя поляна). Композиционный акцент — усадебный дом, прямо или косвенно (визуально) присутствующий во многих перспективах. Главное содержание верхней и нижней полян — солитерные деревья на газоне: роскошные лиственницы, дубы, сосны. В центр усадьбы приводит главная липовая аллея (от ул. Маяковского), возраст насаждений которой — 200–300 лет.
Сегодня культурный ландшафт комплекса, его лаконичная и одновременно выразительная композиция обогащены живописнейшими фрагментами заболоченных прибрежных экосистем. Они выполняют важную функцию — поддерживают экологическое равновесие на значительных территориях. Таким образом, комплекс сегодня обладает высокой историко-культурной, природно-экологической и рекреационной ценностью.
Своего апогея развитие Лошицы достигло при Евстафии Любанском, который был владельцем имения с 1884 по 1913 гг. При нем имение преобразовалось в одно из лучших губернских хозяйств и стало центром светской жизни. В развитии усадьбы немалую роль сыграла и Ядвига из рода Кеневичей, жена Евстафия. Судьбы Любанских и история их трагической любви теперь овеяны легендами.
Идея концептуального проекта — раскрыть образ ландшафтно-художественной среды воссоздаваемого комплекса путем прослеживания смены исторических принципов паркостроения, которое здесь применялось или могло применяться. В итоге объемно-пространственная структура комплекса включает в себя следующие элементы:
- селище (Х–XI вв.),
- аптекарский огород-травник (ХVІІ в.),
- регулярный садик (ХVІІ в.),
- пейзажный парк (ХVІІІ — начало ХХ в.),
- “сельхозугодия” (Х — начало ХХ в.),
- конный двор (скаковые лошади),
- гульбище (с ретроаттракционами — шутейный фонтан, катальная горка с бельведером и пр.),
- выставочно-музейно-образовательный центр (музей селекции и экологии с гостиничным комплексом и соответствующими экспозиционными зонами),
- приусадебно-этнографическая деревня,
- духовная зона (в том числе строительство малой церкви в этнографической деревне).
В залах усадьбы воссоздана атмосфера светского быта конца XIX – начала XX столетий, можно увидеть восстановленные интерьеры XIX в., изразцовые печи и лепной декор, антикварную мебель и предметы искусства соответствующей эпохи из частных коллекций и собрания Музея истории города Минска. Исторический раздел экспозиции знакомит с этапами становления и развития Лошицы с X века по советское время.
В приусадебном флигеле экспонируется выставка «Колесо времени», где представлены предметы городского и сельского быта конца XIX – середины XX столетий: самовары, утюги, медная утварь, транспортные средства, предметы ткацкого ремесла, воссозданы интерьеры комнаты кухарки и столовой.