Фирма по производству художественного стекла Thomas Webb & Sons, которую называли «Королем английского хрусталя» (Crystal King of England), основана в 1837 году Томасом Уэббом (1804–1869) недалеко от Стоурбриджа, Англия. Томас Уэбб был потомственным английским производителем стекла, начинал начал бизнес со своим отцом, Джоном Уэббом, вошел в стекольную промышленность в 1829 году, когда он стал партнером стекольного завода «Уэбб и Ричардсон». Семейный бизнес продолжил сын Томаса – Томас Уилкс Уэбб (1849-1926). К концу XIX века фирма прославилась производством великолепного стекла, которое называют стеклом-камея, поскольку рельефное многоцветное изображение, получаемое методом кислотного травления и гравировки стекла, получается похожим на геммы, вырезанные из агата.
Декоративное панно на сюжет картины Франсуа Буше «Купание Дианы» (Le Bain du Diane, в настоящее время находится в Лувре), мастер Джордж Вудал, Thomas Webb & Sons, 1878 г.
В 1870-х годах Джон Нортвуд (1836-1902) создал первые изделия, вдохновленные Портлендской вазой. Мастер гравировки Джордж Вудал (1850-1925) создал наиболее выдающиеся работы с камеями для Thomas Webb & Sons к концу XIX века. Портлендская ваза вдохновила многих мастеров стекла и керамистов XIX века на создание новых шедевров. Джозайя Веджвуд создал копию вазы из керамики, которая ныне хранится в музее V&A.
Портлендская Ваза – это римская ваза из двуслойного тёмно-синего (почти чёрного) и белого непрозрачного стекла-камеи, хранящаяся в Британском музее, которая датируется временами правления императора Октавиана Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.), высота 25 см.
Точная история происхождения вазы неизвестна. Наиболее вероятная теория предполагает, что ваза была обнаружена в саркофаге императора Александра Северуса недалеко от Рима примерно в 1582 г. Первое письменное упоминание о вазе относится к 1601 году. За прошедшие века ваза сменила много владельцев в Италии, а в Англию попала между 1778 и 1780 годами, куда ее привез сэр Уильям Гамильтон, британский посол в Неаполе. В последующие годы ваза находилась во владении семьи герцогов Портлендских, которые и передали ее в Британский музей.
Реплика Портлендской вазы работы Джона Нортвуда, Музей стекла Корнинг, Нью-Йорк.
История этого шедевра античного искусства драматична. В 1845 году Портлендская ваза была разбита Уильямом Ллойдом, который был арестован и обвинен в умышленном нанесении ущерба. Ему было предписано уплатить штраф в размере трех фунтов стерлингов (примерно 350 фунтов стерлингов в 2017 году) или провести два месяца в тюрьме. Он оставался в тюрьме до тех пор, пока анонимный благотворитель не оплатил штраф по почте. Имя Уильям Ллойд считается псевдонимом.
Вазу снова собрал в 1845 году реставратор Британского музея Джон Даблдей, хотя он не смог заменить тридцать семь небольших фрагментов. Похоже, их положили в ящик и забыли. Фрагменты были обнаружены только в 1948 году, в следующем году была проведена новая реставрация. Однако клей животного происхождения, который использовали реставраторы, через некоторое время пожелтел и стал хрупким уже к концу 1980-х. Последняя реставрация, проведенная в 1989 году с использованием эпоксидных смол, выполнена настолько искусно, что повреждения не заметны. Специалисты считают, что, ваза не потребует серьезных работ по консервации как минимум еще столетие.
Двухцветная ваза-камея «Ирис», мастер Джордж Вудал, Thomas Webb & Sons, около 1896 г.
Стекло для создания таких изделий создается методом нацвета. Это техника изготовления и обработки многослойного стекла различной окраски при горячем выдувании изделия путем последовательного набора разноокрашенных масс. При последующей холодной обработке кислотным травлением, шлифованием, резанием алмазной гранью или гравировкой верхние слои частично снимаются, что позволяет получить контрастный силуэтный рисунок. В некоторых предметах использовалось два слоя травленого стекла для создания трехцветного стеклянного изделия.
Стеклянное панно «Прозерпина» в позолоченной бронзовой оправе, установленное на мраморном основании, выполненоно Джорджем Вудалом, Thomas Webb & Sons, около 1880 г.
Ваза-камея на сюжет картины немецкого живописца Эдуарда Даге «Изобретение живописи», высота 24 см, мастер Джордж Вудал, Thomas Webb & Sons, 1878 г.
Сюжет этой вазы, чрезвычайно популярный в эпоху сентиментализма, был связан с историей о молодой женщины из Коринфа, которая обрисовала тень, брошенную на стену ее возлюбленным. Такова по легенде история возникновения живописи.
Стеклянное панно-камея «Нападение» работы Джорджа и Томаса Вудалов, диаметр 43,5 см,Thomas Webb & Sons, 1896 г.
Панно изображает резвящихся амуров, которые приближаются к полуобнаженной девушке, стоящей к бассейна, на фоне «помпейского» пейзажа. В конце 1891 года братья Джордж Вудал (1850-1925) и Томас Вудал (1849-1926) начали работу над экспонатами для Чикагской выставки, но эта работа не была закончена к назначенному сроку и завершена только в 1896 году.
Ваза-камея в форме амфоры с изображением упряжки Авроры, работы Джорджа и Томаса Вудалов, высота 32 см, Thomas Webb & Sons, 1885 г.
Ваза-камея в форме амфоры с изображением древнегреческого возничего работы Джорджа и Томаса Вудалов, высота 31 см, Thomas Webb & Sons, 1885 г.
Ваза-камея «Цветок страсти», высота 29,8 см, приписывается Джорджу Вудалу, Thomas Webb & Sons
Ваза-камея «Мавританская», высота 27 см, приписывается Джорджу Вудалу, Thomas Webb & Sons. Эта уникальная ваза была отправлена на Парижскую выставку 1889 года и возвращена непроданной.
Трехцветная ваза-камея с изображением девушки в прозрачном платье, распускающей волосы, стоя среди высоких тростников и трав, высота 21,3 см, мастер Джордж Вудал, Thomas Webb & Sons, около 1890 г.
Трехцветная ваза-камея «Амур», высота 25,7 см, мастер Джордж Вудал, Thomas Webb & Sons.
Трехцветная ваза-камея «Пернатый любимец», Джордж и Томас Вудалы, Thomas Webb & Sons.
Трехцветная ваза-камея, приписывается Джорджу Вудалу, Thomas Webb & Sons, около 1880 года
Двухцветная двуручная ваза-камея, приписывается Джорджу Вудалу, Thomas Webb & Sons, около 1889 года
Ваза-камея в исламском стиле, Thomas Webb & Sons
Трехцветная ваза-камея с изображением колибри на цветущих ветвях, предназначенная для выставки в Аделаиде (Австралия), Джордж Вудал, Thomas Webb & Sons, около 1887 г., была куплена на выставке коллекционером за 100 гиней.
Ваза-камея в восточном стиле, высота 22,3 см, приписывается Джорджу Вудалу, Thomas Webb & Sons, около 1885-1890 гг.
Трехцветная ваза-камея с красно-белыми розами, Thomas Webb & Sons, около 1890 г. Считается, что это работа мастера-гравера Дэвида Грейнджера из Стоурбриджа, в семье которого она хранилась несколько поколений.
Двухцветная ваза-камея в японском стиле из опалесцентного стекла, высота 25,7 см, приписывается Джорджу Вудалу, Thomas Webb & Sons, около 1880 г.
Трехцветная ваза-камея с красно-белым изображением цветущей ветви, Thomas Webb & Sons, около 1900 г.
Двухцветная ваза-камея с резным растительным орнаментом, Thomas Webb & Sons, около 1890 г.
Двухцветная ваза-камея с резным изображением собаки у пруда на фоне пейзажа, Thomas Webb & Sons
Маленькая двухцветная ваза-камея из аметистового стекла с резным растительным орнаментом, Thomas Webb & Sons
Трехцветная ваза-камея с красно-белыми цветами и листьями маракуйи, Thomas Webb & Sons, около 1890 г.
Ваза-камея бутылочной формы с резным растительным орнаментом, Thomas Webb & Sons, около 1890 г.
Ваза-камея с изображением цикламенов, Thomas Webb & Sons, около 1890 г.
Флакон для духов с изображением цветущей ветви яблони в серебряной оправе, высота 12,7 см, Thomas Webb & Sons, около 1901 г.