Об окружающем нас мире.

19 февраля 2022

Риштанская керамика, Узбекистан

На нашей планете найдется множество уголков, жители которых десятилетиями (или даже веками) занимаются творчеством, изготовлением определенного рода изделий, которые могут иметь как утилитарную, так и художественную ценность. К ним можно отнести уникальные по своим характеристикам стекло и хрусталь из Богемии и с острова Мурано, финифть из Ростова, посуду с бело-голубыми узорами из Гжели. Не менее известна и керамика, изготавливаемая руками мастеров из расположившегося в Ферганской долине (Узбекистан) небольшого городка Риштан.

6067184185.jpg

Исторические сведения


Свидетельства этих исторических событий были найдены археологами, проводившими здесь раскопки. Так в 1938 году были найдены остатки жилых, ремесленных зданий, основанных еще до наступления нашей эры. В 1998-1999 годах ученые обнаружили не только печи для производства керамики, но и запасы меди, железа, изделия из глины, бронзы, стекла. Остатки разрушенной ирригационной системы, канализации, относящихся к IX-XII векам, имели керамическую облицовку.В древности через него пролегал Великий Шелковый Путь, что вероятно и сыграло знаковую роль в его судьбе. Купеческие караваны, двигавшиеся из Китая, Индии, Персии, Ближнего Востока останавливались здесь, обменивались товарами. Это способствовало развитию собственного производства различных товаров, в том числе керамики, ведь сырье для нее буквально лежало «под ногами».

Первоначально в гончарных мастерских ремесленных кварталах Риштана (Дахбед, Кузагарон, Кулолон, Чиннигарон) только копировались китайские селадоны, которые имели очень высокую стоимость. Это китайские гончарные изделия, покрытые бледной серо-зеленой глазурью. Некоторые исследователи считают, что само название «селадон» произошло от слияния двух слов sila и dhara, что в переводе с санскрита означает камень и зеленый соответственно.

6050852263.jpg

Риштанские мастера (кузагары) подражали китайским умельцам, тщательно выписывая непонятные им иероглифы. Но постепенно они разработали собственную уникальную технологию, свой самобытный стиль, который до сих пор передается из поколения в поколение, от выдающихся умельцев к ученикам, которые начинают обучение гончарному ремеслу с детства, с 10-12 лет.

Почему ими был выбран для своего фаянса голубой (бирюзовый) цвет, который называют еще мусульманская синька? Возможно, потому что завозимый из Китая фарфор эпохи Минг расписывался краской, получаемой из кобальта. А может, потому что бирюза и украшения из нее всегда пользовались в Средней Азии повышенным спросом.

6019256804.jpg

Ассортимент риштанских изделий


Сегодня риштанская керамическая посуда представляет высокую историческую, художественную ценность. Благодаря своей оригинальности, большому разнообразию форм, разновидностей изделий, она пользуется спросом не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами. В ассортименте создаваемых мастерами шедевров:На стыке двух культур, при их взаимном проникновении, благодаря творческой фантазии гончаров-умельцев сложилась особая, не похожая ни на одну другую риштанская школа гончарства. И если в соседних керамических центрах интерес к производству фарфора постепенно угас, то здесь, в небольшом городке, раскинувшемся на склонах Чаткальского хребта, производство продолжало развиваться. В 1900 году керамика из Риштана была представлена на Парижской Всемирной выставке, где успешно конкурировала с майоликой и другими сортами европейского фаянса и фарфора.

  • блюда для плова – ляганы;
  • кувшины для хранения масла, зерна (хумы), для воды (кузача), для омовения перед молитвой (офтоба), для кислого молока (кошкулок);
  • миски для шурпы (супа) – косы, шокосы;
  • пиалы;
  • маслобойки;
  • сосуды урдак, в виде фантастических птиц.

В процессе творчества, многие мастера поют, читают молитвы, что способствует насыщению их изделий положительной энергией. Поэтому они используются в качестве амулетов, оберегов, ритуальных предметов. Например, Даст шу – пологая чаша, возвышающаяся на пустотелом поддоне, предназначенном для слива воды, представляет собой оригинальный сосуд, применяемый для омовения рук. Такие изделия изготавливаются исключительно в Риштане.

Секреты риштанской керамики


Все, что могло потребоваться древним мастерам в процессе работы над своими керамическими шедеврами, они находили в окрестностях своего поселения, за исключением кобальта и ляпис-глазури. Именно этим объясняется развитие гончарного ремесла именно в Риштане, ведь даже название городка берет свои корни в древне согдийском языке: Руши (Раш, Руш) переводится, как «красная земля». Здесь находится богатое месторождение гончарной глины красного цвета хоки-сурх.Разработанная еще древними мастерами технология производства изделий с тех давних пор практически не изменилась. Она передается из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внукам. Как и много веков назад непосредственно гончарным промыслом, изготовлением посуды, занимаются только мужчины, ведь это очень тяжелый труд, требующий значительных физических усилий. Но и женщины не стоят в стороне: их задача – раскраска, роспись готовых изделий.

Но особая глина – не единственный «секрет» риштанских мастеров керамики. Есть у них и другие «тайны».

Узор

Посуда узбекских гончаров легко узнаваема благодаря живописным узорам. Именно растительный орнамент играет одну из основных ролей в приобретении посудой магических свойств. Керамика Риштан, каждый завиток росписи которой имеет свой сакральный смысл, является оберегами, талисманами, способствуют улучшению пищеварения (если изделия используются в качестве посуды для принятия пищи). Миндаль в рисунке несет владельцу счастье, удачу, наличие граната – здоровье, долголетие, и так далее.

827184838_w640_h640_lyagan-rishtanskaya-

Цвет

Сразу после изготовления посуда имеет неприглядный, черный цвет. Но после того как изделия подвергнутся обжигу, они приобретают удивительные оттенки, характерные только для гончарных изделий этого региона Узбекистана: белый, голубой, синий, бирюзовый. Во многом именно по этой гамме знатоки и определяют риштанскую керамику.

Глазурь


Киркбугин растет только в естественных условиях, при этом, каждый кустик находится на значительном удалении друг от друга. Поэтому заготовка сырья для глазури, которая проходит в сентябре, требует значительных усилий и времени. В процессе сбора важно не повредить корни кустарника, чтобы они дали на следующий год богатый урожай зеленой массы, ведь для получения глазури требуется огромное количество травы. Кроме того, мало собрать листья и стебли растения, их еще нужно правильно высушить, а затем сжечь при соблюдении определенных температурных условий.Мастера наносят на свои изделия особую глазурь – ишкор. Основным элементом, из которого ее приготавливают являются зола, пепел, получаемые при сжигании травы киркбугин (чоройнак), произрастающей в предгорьях Чаткальского хребта. Это очень свободолюбивое растение, которое не желает жить рядом с людьми. За многие века садоводы неоднократно пытались «приручить» ее, высевая в садах, на открытых и закрытых участках, но безуспешно.

В полученную золу добавляют тщательно измельченные минералы, белые камни, доставаемые из протекающей здесь речки, которые и определяют окончательный цвет глазури ишкор:

  • при отсутствии добавок она имеет белый цвет;
  • добавление кобальта обеспечивает получение синей, лазурной, бирюзовой гаммы;
  • цвета зеленого спектра получают добавлением меди;
  • для желтых оттенков используют железо;
  • для коричневых – марганец.

Добавляют в состав для глазури и кварц, хром, железистую глину, олово. Последний элемент обычно добавляют только в том случае, если глазурь предназначена для производства отделочных материалов (плитки). Применяют олово и при изготовлении глазури для посуды, но в этом случае важно строго соблюдать пропорции, чтобы не нанести вреда здоровью потребителю.

Ишкоровая глазурь под яркими лучами солнца не создает бликов – это одно из ее отличительных свойств. Она не только придает изделиям привлекательный вид, но и способствует увеличению их прочности.

Риштанская керамика производит удивительные звуки, характерные только для высококачественного фарфора, керамики. Люди всегда ценили ее красоту, живописность и использовали в качестве подарочных изделий, предметов интерьера. А кушать из такой посуды – настоящее блаженство. Горячее в ней долго остается горячим, а холодные напитки, пища не нагреваются. Узбекские повара, что чем чаще она используется, например, ляганы (блюда для плова), тем ярче становится ее раскраска.

Текст отсюда

1019608390.jpg70701357_w640_h640_lagan-41-sm.jpgLyagan-32-sm-foto-2-768x768.jpg08016205_6.jpg7dbce1058cc01e8ea302ab3ab7e48d85.jpgorigb4756fd87f3ff87e91f75b43a5a4b5a4.jpg_20201130_18-17-14.jpg20893753-1.jpgorig7d2f5f80671a07012a490bc0774a4c1f.jpg6031155124.jpg700-nw.jpg