Об окружающем нас мире.

26 февраля 2022

СЕРДОЛИК - прекрасный древний камень, которые люди использовали для украшений.

Сердолик. Печать с бычьей гравировкой, 3 - й век н.э., Сасанидов эры, из коллекции Лувра, Париж


Как же нас восхищают произведения ювелирного искусства! Блеск, огранка камней, резьба, мелкие детали. Ювелирные украшения хочется рассматривать в деталях, не говоря о том, как же хочется из держать в руках и владеть ими. Люди - одинаковые. Так говорил когда-то один из известнейших дизайнеров. Но ведь древние люди тоже, наверняка себя как-то украшали. Сегодня я хотел бы Вам рассказать об одном из самых древних камней, которые люди использовали для украшений. Это
- сердолик.

Сердолик. Печать с бычьей гравировкой, 3 - й век н.э., Сасанидов эры, из коллекции Лувра, Париж

Ожерелье с золотыми бусинами и бусинами из сердолика, кипрское произведение искусства в микенском стиле, ок. 1400–1200 гг. до н. э.

Сердолик был одним из первых камней, доступных первобытному человеку. Он был ярким, красивым, легким в обработке. Изделия из него до сих пор находят в местах стоянок древнего человека. Из сердолика стали делать ювелирные украшения, амулеты, талисманы, геммы, статуэтки, кубки, культовые предметы в Древней Греции, в Древнем Риме, на Ближнем Востоке, в Египте, на Руси и в средневековой Европе. Полюбуйтесь:

Золотая серьга с сердоликом в форме лодки. Древняя Греция 4 вв до н.э. Из  музея Метрополитен

Золотая серьга с сердоликом в форме лодки. Древняя Греция 4 вв до н.э. Из музея Метрополитен

Ожерелье с подвеской, золото, сердолик, Римское украшение, резное изображение головы ребенка на камне. 1 век до н.э. Хотя оправы, возможно - более поздняя работа.

Ожерелье с подвеской, золото, сердолик, Римское украшение, резное изображение головы ребенка на камне. 1 век до н.э. Хотя оправы, возможно - более поздняя работа.

Древнеримская подвеска 1 века до н.э. Плоский овальный сердолик с глубоко выгравированным бюстом Минервы. Оправа с подвеской-жемчужиной более позднего времени.

Древнеримская подвеска 1 века до н.э. Плоский овальный сердолик с глубоко выгравированным бюстом Минервы. Оправа с подвеской-жемчужиной более позднего времени.

Глубокая инталия из сердолика с королевой Птолемеев , эллинистические произведения искусства, Кабинет медалей.

Браслет с "Узлом Геркулеса". Золото, гранат, сердолик.

Канфар. Золото, стекло, сердолик, гранаты. II – первая половина I вв. до н. э. Россия, Кубанская обл., Северский курган.
 
Наперстник.

В Ветхом Завете есть описание исторического ювелирного изделия - эфуда (наперсника). Возраст этого культового украшения Первосвященника около 4 тысяч лет. Эфуд украшен двенадцатью  драгоценными камнями, среди которых -  сердолик.

Украшение. Древний Египет.

Украшение. Древний Египет.

Египетское украшение из сердолика.

Ожерелье с изображением священных жуков-скарабеев Ок. 1350 до н.э. Золото, ляпис-лазурь, зеленый полевой шпат, кальцит, стекло Высота 11,8 см; ширина 10,8 см Национальный музей, Каир

Ожерелье с изображением священных жуков-скарабеев Ок. 1350 до н.э. Золото, ляпис-лазурь, зеленый полевой шпат, кальцит, стекло Высота 11,8 см; ширина 10,8 см Национальный музей, Каир
 
Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев и растительным орнаментом .Около 1350 до н. э. Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик, стекло Национальный музей, Каир
Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев и растительным орнаментом .Около 1350 до н. э. Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик, стекло Национальный музей, Каир

Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев. Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик. Национальный музей, Каир.

Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев. Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик. Национальный музей, Каир.

Шкатулка для благовоний. 14 в. до н.э. Выполнена в виде двойного свитка, инкрустирована цветной стеклянной пастой. Национальный музей. Каир

Шкатулка для благовоний. 14 в. до н.э. Выполнена в виде двойного свитка, инкрустирована цветной стеклянной пастой. Национальный музей. Каир

В Древнем Египте сердолик уподоблялся «застывшему в камне закату солнца» и считался символом богини Изиды. Представьте себе, как уважали этот камень, если Изида была матерью всех богов! Сердолик считался способным приносить богатство и славу, обеспечивать спокойное сошествие в загробный мир и сладкое пребывание в нем. Именно поэтому священный жук-скарабей и другие изделия из сердолика часто сопровождали покойного в потустороннем мире.

Украшение . Золото, сердолик, бирюза, цветная паста; инкрустация Национальный музей, Каир. Слева от глаза Гора - покровительница Верхнего Египта богиня Нехбет (Гриф), справа - покровительница Нижнего Египта богиня Уаджит (Кобра)

Украшение . Золото, сердолик, бирюза, цветная паста; инкрустация Национальный музей, Каир. Слева от глаза Гора - покровительница Верхнего Египта богиня Нехбет (Гриф), справа - покровительница Нижнего Египта богиня Уаджит (Кобра)

Так, например, в гробнице Тутанхамона были найдены очень много украшений с сердоликом. Это и голова змеи, подвески в виде сердца, изображение мифической птицы Мент (Феникс) с солнечным диском на спине. Голова змеи должна была защищать фараона от змей, сердце олицетворяло его вечно живую душу.

Золотая диадема с изображением грифа и кобры, инкрустирована стеклом, обсидианом, сердоликом, малахитом, халцедоном и лазуритом. Восемнадцатая династия, правление Тутанхамона (1332—1323 годы до н. э.). Фивы, Долина царей, гробница Тутанхамона

Пектораль с изображениями большого крылатого скарабея и богинь Нефтиды и Исиды. Золото, сердолик, ляпис-лазурь, паста, эмаль. Национальный музей, Каир.

Пектораль с изображениями большого крылатого скарабея и богинь Нефтиды и Исиды. Золото, сердолик, ляпис-лазурь, паста, эмаль. Национальный музей, Каир.

Пектораль с изображением божественной птицы - сокола. Фрагмент Около 1350 до н. э. Золото, ляпис-лазурь, сердолик, бирюза. Высота 11,7 см. Национальный музей, Каир. Бог Гор, сын Исиды и Осириса, представлен в виде сокола. В когтях птицы - иероглифические знаки вечности (шен) и жизни (анх)

Пектораль в виде священного жука-скарабея Около 1350 до н. э. Золото, сердолик, бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурь. Высота 15 см. Национальный музей, Каир Жук считался символом возрождения и бессмертия. Часто он изображался катящим перед собой навозный шар, который ассоциировался с восходящим солнцем

Браслет. Золото, лазурит, сердолик, бирюза

Браслет. Золото, лазурит, сердолик, бирюза

Колье. Египет.

Письменные древние сведения о сердолике содержатся в труде ученика Аристотеля и Платона Теофраста и в многотомной «Естественной истории» Плиния Старшего.   Теофраст в трактате «О камнях» ясно различает две разновидности «сардиона»: «…просвечивающаяся и имеющая красноватый цвет, называется женской, а другая, тоже просвечивающаяся, но более тёмная по цвету – мужской». Первая, как  видно из описания, – это сердолик (карнеол), а вторая – сардер. 

Это изображение петуха с мухой в клюве вырезал на красном сердолике греческий мастер почти две тысячи лет назад. Размеры геммы всего лишь 12 на 9 мм.

Это изображение петуха с мухой в клюве вырезал на красном сердолике греческий мастер почти две тысячи лет назад. Размеры геммы всего лишь 12 на 9 мм.
 

Древнеримское кольцо из скрученных золотых нитей с красивым резным сердоликом, 2/3 вв до н.э

Древнеримское кольцо из скрученных золотых нитей с красивым резным сердоликом, 2/3 вв до н.э

В шумеро-аккадской мифологии Междуречья сердолик и лазурит считались священными, но при этом противоположными по своему сакральному значению камнями, олицетворявшими женское и мужское начала. Сердолик был камнем богини плотской любви и плодородия Иштар. В шумерских сказаниях упоминаются "синий лазуритовый жезл" и "красное сердоликовое кольцо".

Античный перстень с сердоликом.

Сердолик также был издавна известен и любим на Руси. При раскопках древнейших славянских поселений часто находят бусины из этого самоцвета. Кроме того, его часто использовали для предметов религиозного культа: панагий, митр, крестов, окладов икон. Так, крест архимандрита Киево-Печерской лавры  Иннокентия наряду с аметистом, гранатом и горным хрусталем украшен также сердоликом.

Музей КПЛ.

В «Изборнике Святослава» - первой книге на Руси, содержащей сведения об особых свойствах камней, упоминается сердолик.    А в средневековом «Азбуковнике» говорится: «...сердолик красен аки кровь, прозрачен..., изображает пламень веры.».

Крымские украшения из сердолика.

Крымские украшения из сердолика.

По мнению С. Николаева, одним из первых необычное свойство сердолика обнаружил римский полководец Сципион. Произошло это более 2000 лет назад и выглядело так. При опечатывании писем он обратил внимание на то, что к его печати, вырезанной из сердолика, совершенно не пристаёт воск. Недолго думая, римский полководец прикрепил печатку из сердолика к перстню. Так появился первый перстень-печатка.

Перстень-печатка с сердоликом.

Такие перстни быстро вошли в моду и вскоре появились повсюду. Любой грамотный человек в странах Востока стремился заказать себе перстень-печатку с сердоликом, который также считался личным талисманом. Со временем на печати стали вырезать не только имя владельца, но и обращения к Аллаху, изречения из Корана, различные священные символы. По преданиям гравированной сердоликовой печатью пользовался и пророк Магомет.  А великий шиит  Муслим-бей Бжаффар ибн Муххамад в VIII веке говорил, что все желания человека, носящего сердолик, исполнятся по воле Аллаха.  Ему будут отпущены все грехи. После этого носить сердоликовые перстни с разными надписями стали практически все мусульмане.

 

Золотое кольцо с сердоликом, резьба по камню - Нептун.

Золотое кольцо с сердоликом, резьба по камню - Нептун.
 

Подвеска-амулет под названием "тавиз",музей Виктории и Альберта в Лондоне. Сделана из золота, нефрита, рубинов и украшена большим изумрудом. Сделана в Агре в 1610-1620.

 
Подвеска-амулет под названием "тавиз",музей Виктории и Альберта в Лондоне. Сделана из золота, нефрита, рубинов и украшена большим изумрудом. Сделана в Агре в 1610-1620.

Туркменский серебряный браслет со вставками из сердолика, XIX век

Туркменский серебряный браслет со вставками из сердолика, XIX век
 
Туркменская подвеска-асык, амулет-оберег, конец XIX - начало XX века
Туркменская подвеска-асык, амулет-оберег, конец XIX - начало XX века

Ожерелье из индийского серебра с использованием старинных сердоликовых бусин из Алеппо и Индии, с медными шариками Ндали

Ожерелье из индийского серебра с использованием старинных сердоликовых бусин из Алеппо и Индии, с медными шариками Ндали

Римский перстень.

Вера в сердолик, как оберег распространилась в Европе. Перстни с сердоликом появились у поэтов Байрона и Пушкина, такой же перстень стал носить   Наполеон Бонапарт. Последний приобрёл перстень из сердолика, а не заказал его резчику, как делали другие. И на нем уже была какая-то надпись. Спустя многие годы после смерти Наполеона, дотошные исследователи прочитали арабскую вязь на его перстне. И, к их удивлению, она оказалась не достойной своего знаменитого владельца. А гласила она  следующее: «Раб Абрахам, доверяющий богу…» Да не очень-то эта надпись гармонировала с его персоной.
К сожалению, не помог перстень-талисман  и А.С. Пушкину,  даже, несмотря на то, что было у него несколько таких талисманов.

...Милый друг!
От преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья,
Сохранит мой талисман!

Эти строки 1827 года он посвятил  своему перстню-талисману. Он верил в его чудодейственную силу и не расставался с ним до конца своей жизни. По словам очевидца «этот перстень - крупное золотое кольцо витой формы с большим камнем красноватого цвета с вырезанной на нём восточной надписью». А.С. Пушкин считал, что его перстень тоже имеет священное значение: «Слова святые начертала на нем безвестная рука».  В 1880 году надпись, написанная на древнееврейском, была расшифрована: «Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да будет благословенна его память» - гласила она. Перстень имеет караимское происхождение, и по предположению специалистов сделан в пещерном городе Чуфут-Кала в Крыму. Перед смертью Пушкин подарил свой талисман В.А. Жуковскому. С согласия жены Натальи Николаевны, перстень был им снят с мертвой руки поэта. Долгое время он хранился в семье Жуковского, затем его сын  передал перстень И.С.Тургеневу. Тот хотел, чтобы после его смерти он был отдан Л.Н.Толстому «как высшему представителю русской современной литературы, с тем, чтобы, когда настанет и его час, граф Толстой передал бы мой перстень, по своему выбору, достойнейшему последователю пушкинских традиций между новейшими писателями...»   

Но после смерти И.С.Тургенева Полина Виардо не отдала перстень Толстому, а передала его музею Александровского лицея. Увы, оттуда он был украден в марте 1917 года. Остались только футляр, слепок и оттиски на полях рукописей поэта.

Фото и оттиск перстня.

Другому сердоликовому перстню-талисману повезло чуть больше. Сегодня он находится в коллекции А.С. Пушкина в Москве. На продолговатом светлом сердолике этого перстня вырезана ладья с тремя плывущими в ней амурами.

Перстень Пушкина с Амурами.

Современное колье из сердолика.

Современное колье из сердолика.

Сердоликом можно любоваться до бесконечности. Если быть романтиком, то в нём можно увидеть нарождающуюся зарю и вечерний закат, солнце, пробивающееся из-за туч и водную гладь, освещенную его ласковыми лучами. Каждый увидит что-то свое.