Как же нас восхищают произведения ювелирного искусства! Блеск, огранка камней, резьба, мелкие детали. Ювелирные украшения хочется рассматривать в деталях, не говоря о том, как же хочется из держать в руках и владеть ими. Люди - одинаковые. Так говорил когда-то один из известнейших дизайнеров. Но ведь древние люди тоже, наверняка себя как-то украшали. Сегодня я хотел бы Вам рассказать об одном из самых древних камней, которые люди использовали для украшений. Это
- сердолик.
Сердолик был одним из первых камней, доступных первобытному человеку. Он был ярким, красивым, легким в обработке. Изделия из него до сих пор находят в местах стоянок древнего человека. Из сердолика стали делать ювелирные украшения, амулеты, талисманы, геммы, статуэтки, кубки, культовые предметы в Древней Греции, в Древнем Риме, на Ближнем Востоке, в Египте, на Руси и в средневековой Европе. Полюбуйтесь:
В Ветхом Завете есть описание исторического ювелирного изделия - эфуда (наперсника). Возраст этого культового украшения Первосвященника около 4 тысяч лет. Эфуд украшен двенадцатью драгоценными камнями, среди которых - сердолик.
В Древнем Египте сердолик уподоблялся «застывшему в камне закату солнца» и считался символом богини Изиды. Представьте себе, как уважали этот камень, если Изида была матерью всех богов! Сердолик считался способным приносить богатство и славу, обеспечивать спокойное сошествие в загробный мир и сладкое пребывание в нем. Именно поэтому священный жук-скарабей и другие изделия из сердолика часто сопровождали покойного в потустороннем мире.
Так, например, в гробнице Тутанхамона были найдены очень много украшений с сердоликом. Это и голова змеи, подвески в виде сердца, изображение мифической птицы Мент (Феникс) с солнечным диском на спине. Голова змеи должна была защищать фараона от змей, сердце олицетворяло его вечно живую душу.
Письменные древние сведения о сердолике содержатся в труде ученика Аристотеля и Платона Теофраста и в многотомной «Естественной истории» Плиния Старшего. Теофраст в трактате «О камнях» ясно различает две разновидности «сардиона»: «…просвечивающаяся и имеющая красноватый цвет, называется женской, а другая, тоже просвечивающаяся, но более тёмная по цвету – мужской». Первая, как видно из описания, – это сердолик (карнеол), а вторая – сардер.
В шумеро-аккадской мифологии Междуречья сердолик и лазурит считались священными, но при этом противоположными по своему сакральному значению камнями, олицетворявшими женское и мужское начала. Сердолик был камнем богини плотской любви и плодородия Иштар. В шумерских сказаниях упоминаются "синий лазуритовый жезл" и "красное сердоликовое кольцо".
Сердолик также был издавна известен и любим на Руси. При раскопках древнейших славянских поселений часто находят бусины из этого самоцвета. Кроме того, его часто использовали для предметов религиозного культа: панагий, митр, крестов, окладов икон. Так, крест архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия наряду с аметистом, гранатом и горным хрусталем украшен также сердоликом.
В «Изборнике Святослава» - первой книге на Руси, содержащей сведения об особых свойствах камней, упоминается сердолик. А в средневековом «Азбуковнике» говорится: «...сердолик красен аки кровь, прозрачен..., изображает пламень веры.».
По мнению С. Николаева, одним из первых необычное свойство сердолика обнаружил римский полководец Сципион. Произошло это более 2000 лет назад и выглядело так. При опечатывании писем он обратил внимание на то, что к его печати, вырезанной из сердолика, совершенно не пристаёт воск. Недолго думая, римский полководец прикрепил печатку из сердолика к перстню. Так появился первый перстень-печатка.
Такие перстни быстро вошли в моду и вскоре появились повсюду. Любой грамотный человек в странах Востока стремился заказать себе перстень-печатку с сердоликом, который также считался личным талисманом. Со временем на печати стали вырезать не только имя владельца, но и обращения к Аллаху, изречения из Корана, различные священные символы. По преданиям гравированной сердоликовой печатью пользовался и пророк Магомет. А великий шиит Муслим-бей Бжаффар ибн Муххамад в VIII веке говорил, что все желания человека, носящего сердолик, исполнятся по воле Аллаха. Ему будут отпущены все грехи. После этого носить сердоликовые перстни с разными надписями стали практически все мусульмане.
Вера в сердолик, как оберег распространилась в Европе. Перстни с сердоликом появились у поэтов Байрона и Пушкина, такой же перстень стал носить Наполеон Бонапарт. Последний приобрёл перстень из сердолика, а не заказал его резчику, как делали другие. И на нем уже была какая-то надпись. Спустя многие годы после смерти Наполеона, дотошные исследователи прочитали арабскую вязь на его перстне. И, к их удивлению, она оказалась не достойной своего знаменитого владельца. А гласила она следующее: «Раб Абрахам, доверяющий богу…» Да не очень-то эта надпись гармонировала с его персоной.
К сожалению, не помог перстень-талисман и А.С. Пушкину, даже, несмотря на то, что было у него несколько таких талисманов.
...Милый друг!
От преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья,
Сохранит мой талисман!
Эти строки 1827 года он посвятил своему перстню-талисману. Он верил в его чудодейственную силу и не расставался с ним до конца своей жизни. По словам очевидца «этот перстень - крупное золотое кольцо витой формы с большим камнем красноватого цвета с вырезанной на нём восточной надписью». А.С. Пушкин считал, что его перстень тоже имеет священное значение: «Слова святые начертала на нем безвестная рука». В 1880 году надпись, написанная на древнееврейском, была расшифрована: «Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да будет благословенна его память» - гласила она. Перстень имеет караимское происхождение, и по предположению специалистов сделан в пещерном городе Чуфут-Кала в Крыму. Перед смертью Пушкин подарил свой талисман В.А. Жуковскому. С согласия жены Натальи Николаевны, перстень был им снят с мертвой руки поэта. Долгое время он хранился в семье Жуковского, затем его сын передал перстень И.С.Тургеневу. Тот хотел, чтобы после его смерти он был отдан Л.Н.Толстому «как высшему представителю русской современной литературы, с тем, чтобы, когда настанет и его час, граф Толстой передал бы мой перстень, по своему выбору, достойнейшему последователю пушкинских традиций между новейшими писателями...»
Но после смерти И.С.Тургенева Полина Виардо не отдала перстень Толстому, а передала его музею Александровского лицея. Увы, оттуда он был украден в марте 1917 года. Остались только футляр, слепок и оттиски на полях рукописей поэта.
Другому сердоликовому перстню-талисману повезло чуть больше. Сегодня он находится в коллекции А.С. Пушкина в Москве. На продолговатом светлом сердолике этого перстня вырезана ладья с тремя плывущими в ней амурами.
Сердоликом можно любоваться до бесконечности. Если быть романтиком, то в нём можно увидеть нарождающуюся зарю и вечерний закат, солнце, пробивающееся из-за туч и водную гладь, освещенную его ласковыми лучами. Каждый увидит что-то свое.