Суми-э — японская монохромная живопись тушью. Это направление возникло в XIV веке и было заимствовано из Китая. Слово суми-э (sumi-e) представляет собой соединение двух японских слов, которые в переводе означают «тушь» (суми) и «живопись» (э). То есть суми-э — это тип монохромной живописи, похожей на акварель.
Дзэнские монахи, которые проводили долгие часы, изучая классические образцы китайской литературы, идентифицировали себя с конфуцианскими мудрецами, отвергавшими вульгарный мир ради общения с природой и овладения такими изящными искусствами, как музыка, поэзия, живопись и каллиграфия.
Уникальность сюжета, мягкое прикосновение кисти и обильное использование воды – все это составляет отличительные индивидуального стиля японской живописи суми-э.
Зарождение суми-э
На протяжении XIV–XV веков преобладающим направлениемживописи был монохромный пейзаж в стиле сансуй (горы-вода), произведениями которого украшали дворцы аристократов и военной элиты. Представителями сансуй были высокообразованные художники — Китидзан Минтё (1352-1430), Дзёсэцу (1405-1423) и Сэйссю Тойо (1420-1506) обучавшиеся в Китае. Дзёсэцу и Сэйссю были художниками монахами из монастыря Сёкокудзи в Киото, который принадлежал дому Асикага.
История суми-э, как и история японской эстетики ваби-саби, началась с монаха. Дзен-монах Дзёсэцу (1394-1428), согласно приданию, стал основателем стиля суми-э в пейзажном жанре. Картина «Ловля рыбы при помощи тыквы», выполненная по личному заказу военного правителя Японии, уже вполне самостоятельна и несёт лишь следы китайского влияния.
В эпоху Муромати много художников появилось и в провинциях, и большинство из них самурайского происхождения. Наиболее известный из них – Сэссон Сюкэй 雪村 (1504-1589). Сэссон ушел в монахи и стал художником. Он продолжал работать до 80 лет в районе Канто и Айдзу. На многих его работах присутствует отпечаток самурайского воспитания художника.
Хосэгава Тохаку (1539-1610) был выдающимся художником того периода. Легендарное произведение в формате двух 6-панельных ширм — Сосновый лес . В настоящее время Сосновый лес хранится в токийском Национальном музее и включён в список национальных сокровищ Японии.
Каждая ширма величиной 1,5 м х 3,5 м. Сосны изображены штрихами тушью в различных оттенках серого цвета. Они стоят группами в тумане, частично выступая из него и пропадая, растворяясь в отдалении. Это произведение также является одним из самых известных примеров использования приёма ёхаку, или «осмысленной пустоты» в японской живописи.
Ёхаку – эффект пустого белого пространства на плоскости картины. Ёхаку придавало живописи непознаваемую значимость, будило в зрителе чувство неисчерпаемости источника космической жизни. Подобные принципы фигурировали в искусстве театра Но – умение вызвать интерес при отсутствии видимого действия. В искусстве чайной церемонии таким принципом выступает такэкурами (таинственность, неявленность). Ёхаку — это основа осмысления религиозного опыта в искусстве, вершиной которого является категория югэн.
В переходный период от Адзути-Момояма к более мирному времени Эдо работал художник Товарая Сотацу, творчество которого знаменовало появление исключительно японского стиля суми-э. Также ему приписывают основание декоративной школы японской живописи Римпа. Вместе с оригинальным стилем живописи и техникой тарасикоми – стекание капель туши Товарая оказал колоссальное влияние на современный стиль суми-э. Работая вместе, Таварая Сотацу и художник Хонами Коэцу создавали удивительные по живописности произведения.
Еще одним знаменитым мастером этого периода, делавшим зарисовки с натуры, был Маруяма Окё (1733-1795). Маруяма декорировал движущиеся куклы и создавал полотна в стиле укиё-э. Он умел виртуозно использовать пустое пространство листа в своих композициях.
Выдающимися мастерами этого направления были Икэ-но Тайга (1723-1776), Ёса Бусон (1716-1784), Урагами Гёкудо (1745-1820), Таномура Тикудэн (1777-1835). Творчески переосмысливая традиции японской и китайской живописи, они пытались придать своим картинам настроение глубокой лиричности и неповторимой индивидуальности.
В XVIII в. в моду входит китайский стиль бундзинга («живопись художников-интеллектуалов»), получивший в Японии название нанга. Художники бундзинга , считавшиеся «японскими импрессионистами», вдохновленные китайской культурой, особо ценили живопись эпохи династий Юань, Мин и Цинь.
Ориентир на китайские образцы всегда был свойственен японской монохромной живописи. Однако удивительная способность японцев к виртуозной интерпретации заимствований приводила к тому, что образцы, приходившие с материка, постепенно преобразовывались в духе отечественных художественных тенденций.
В отличие от Китая, где живопись тушью вплоть до современности развивалась в едином русле общих законов и традиций, в Японии к ней обращались мастера разных школ и направлений, сумевшие существенно расширить художественный диапазон и арсенал выразительных средств суйбокуга.
Вобрав в себя мистический дух буддизма, суми-э в художественной форме воплотила его основные мотивы. Простые черные линии, нанесенные на белую бумагу, могут представлять собой сложную модель, подобно тому, как в Дзен несколько произнесенных слов могут быть результатом многих часов медитации.
В задачу художника не входит фотографически точное воспроизведение действительности, он отбрасывает все то, что его не интересует. Он изображает природу такой, какой она рисуется в его воображении, воплощает самую ее суть. Любые образы художник хранит в памяти такими, какими он их увидел.