Об окружающем нас мире.

25 августа 2022

А что мы знаем об истории вязания?





Как человек любопытный, я иногда почитываю разные исторические статьи. Не могу сказать, что я фанат истории. Но меня сильно тянет к теме ретро и винтажа, прошлое меня очень интересует.

И я хочу написать об истории вязания. Думаю, среди вас, мои дорогие читатели, тоже найдутся заинтересованные в этом вопросе.






Сегодняшний пост про появление вязания в России.

Итак, в большинстве источников указывается, что Петр I положил начало ажурной вязке с помощью иглы и коклюшек, пригласив в Россию мастериц из Венеции в 1725 году. Но тогда это ремесло не прижилось, поскольку кружева все равно продолжали заказывать в Европе.






Однако, в некоторых губерниях ажурные узоры стали элементами женского костюма. И к началу 19 века в Вологодской губернии сформировался полноценный народный промысел.































Вязание крючком свое распространение получило в конце 19 века. Я нашла инфу, что русские рукодельницы крючком тогда вязали в основном кружева, беря за основу узоры из народной вышивки крестом. Речь, видимо, идет о филейной технике вязания.


























Кстати, я в школе когда то делала так же. Чтобы связать филейной техникой красивую салфетку, я брала схемы вышивок. В конце 90х-начале 2000х, разумеется, не было такого разнообразия наборов для вышивания, как сейчас. В интернете тем более было нереально что-то найти. Он только появился и работал от телефонной линии.

Но я находила схемы в женских журналах, их в моей семье покупали часто и много. И рубрики там были самые разнообразные. В т.ч, и о рукоделии.

Вот так я и начинала вязать в филейной технике. Это небольшое лирическое отступление, просто воспоминания вдруг накатили при изучении вопроса.

При подготовке материала для этого поста меня заинтересовало, почему так много статей указывают именно петровскую эпоху временем появления вязания. Я не историк, но всегда была уверена, что вязание было на Руси гораздо раньше. Да, оно наверняка сильно отличалось от вязания нашего времени. Но было.

Я нашла фото вязаных носков, найденных на раскопках. Если я поняла правильно, из всех этих находок самый старый носок относят к 11-12 векам. Он найден был в Рязанской области. Причем, вместе с надетым на него ботинком. Вот он, на фото:






Сохранился вполне неплохо. И очень похож на современные вязаные спицами носки. Похоже, в то время существовали техники и инструменты вязания, из которых как раз нынешние и берут свои истоки.

Есть еще один экземпляр, но более поздний — его относят к 16-17 векам. Считается, что он был связан на пяти спицах. Но это всего лишь предположения. На нем и узор есть:






Что-то я накатала уже очень много букв. Надеюсь, вы дочитали. Потому что мне лично тема истории вязания ну очень зашла. И хочется написать еще ни один пост.

Всю информацию я беру из открытых источников в интернете. Поэтому ее достоверность гарантировать не могу. Если вы располагаете какими-то иными сведениями или есть чем дополнить мой текст, то поделитесь плиз в комментах, мне будет интересно почитать. А я дальше займусь изучением вопроса появления и развития вязания не только в России, но и в мире.