Собор Сен-Реми (святого Ремигия), с мощами Святого, изумляет и своей непростой историей, и количеством ценных предметов и архитектурных элементов, чудом уцелевших в перипетиях истории.
В 533 году, Реми, бывший епископом Реймским, крестивший Хлодвига, короля франков, умер в возрасте 96 лет. Его останки покоились в часовне, вне стен города, в часовне, построенной в честь святого Христофа. Действия Реми, были признаны чудом, и он был канонизирован.
Старинная часовня была увеличена до размеров церкви, куда с почестями было перенесено тело. Это произошло 1 октября, и с тех пор этот день считается днем Святого Реми.
В середине 8 века, архиепископ Тильпин, принимает в подчинение монахов — бенедиктинцев, приехавших из города Сен-Дени, чтобы помогать в приеме паломников — пилигримов. С этого момента начинается монастырская история.
Через сто лет, в середине 9 века, Инкмар расширяет старую монастырскую церковь и на ее месте возводит практически новую, романскую большую церковь. Работы велись под руководством Дома Эррара, одного из первых настоятелей, выбранного монахами (вот демократия была!). Но, его планы были слишком амбициозные и дорогие, и следующий настоятель, Тьери, упростил их.
На сегодняшний день, от той церкви осталось 11 верхних галерей.
Сохранился старый придел в романском стиле.
Именно этот монастырь выбрал Карл Великий — Шарлемань для встречи с Папой Львом Третьим.
В 1049 году Папа Римский Леон Девятый (эльзасец, очень деятельный Папа), на Реймском Собрании, признал за церковью статус Собора.
В 1162 году Дом Пьер де Сель, новый настоятель, решил еще более расширить Собор, дабы пилигримы могли заходить вовнутрь одновременно. Работы по расширению проводились и с фасадной и с тыльной стороны. Романская паперть была удалена и проход расширился и удлинился, к нему добавили два готических пролета. В готическом стиле перестроили клирос, он стал более глубокий, с галереей и пятью часовнями.
В 1181 году Дом Симон, преемник Пьера де Саля, поднял и укрепил романские стены, и пробивает готические окна. Он же добавил новые своды, и колонны, сходящиеся наверху, образующие овальный свод, вместо прежних деревянных перекрытий.
А потом жизнь монахов начала угасать по причине Столетней Войны, не до паломничества им было. Монахи, именующие себя «командоры», покинули аббатство. К 16 столетию остался лишь один, по имени Робер де Ленонкур. В наследие нашим временам, он оставил построенные при нем массивные двери, в стиле пламенеющей готики, окна в том же стиле в южном трансепте, а также гобелены, которые сегодня демонстрируются в музее То.
В следующем столетии был построен северный вход.
Орден бенедиктинцев в 17 веке провел реформы в аббатстве, и начал очередные достройки в стиле ренессанс.
Времена были беспокойные, то войны, то народные волнения, несколько раз над аббатством нависала угроза разрушения. Но, монахи нашли выход из положения, они объявили себя обычной приходской церковью. И все же, в 1793 году, бенедиктинцев выгнали из монастыря.
В 19 веке началась реконструкция северной башни и верхней части фасада, над окном-розой.
Перестроили крипту с усыпальницами.
Пожертвования, которые были собраны в честь 14 столетий со дня крещения Хлодвига, позволили в 1896 году, обнести оградой из позолоченной бронзы капеллу с ковчегом внутри.
Эту эпоху в жизни Собора назвали «Корона Света», как символ Иерусалима, в корону входили 10 городов, 12 башенок и 96 свечей, воскрешающих в памяти долгую жизнь Сен Реми.
Сцена «Положение во гроб» была создана в 13 веке.
Купель 16 века.
В северном хорале скульптура «Иисус, сошедший с холма», 1200 года.
Современные витражи Шарля Марка, местного мастера по стеклу.
Захоронение 1330 года, привезенное рыцарями Ордена Тамплиеров.
Сцена Торжества Иисуса — 14 век.
Крест с Распятым Спасителем был создан в 15 веке
Базилика входит в список Объектов всемирного Наследия ЮНЕСКО. Перед Собором, на площади — Старая Часовня.
Длина собора - 126 метров; максимальная высота 56 метров; ширина 28 метров.