Правители богатых государств и владельцы обширных коллекций крупных драгоценных камней во все времена прилагали усилия, чтобы их сокровища не оказались похищенными.
Самый простой и действенный способ избежать пропаж – иметь драгоценности на виду, это, кстати, одна из причин, почему особенно ценные камни вставляли в королевские регалии.
Особенно преуспели в этом восточные монархи. Если в Европе литературная история ходящих по рукам подвесок Анны Австрийской никого не удивляет, то на Востоке такое вряд ли бы случилось, там украшения в шкатулках не залеживались.
Самый оригинальный способ иметь ценные камни на виду (при физической невозможности их надеть из-за их большого количества) – драгоценный глобус персидских шахов. В таком любой пропавший камень сразу будет заметен, и начнется немедленное следствие и поиски.
Поэтому все громкие пропажи знаменитых драгоценных камней (а таких пропаж история знает очень и очень много) совершались в смутные времена, революции и перевороты, когда казна на некоторое время оказывалась в руках случайных людей.
Вот типичная история исчезновения очень ценного камня, в середине 17-го века носившего даже статус самого крупного бриллианта в Европе.
Так называемый Флорентийский бриллиант был найден в Индии и принадлежал до конца 16-го века правителям одного из южноиндийских государств. В то время это был необработанный алмаз округлой формы, размером с крупный грецкий орех.
Цвет у камня был канареечно-желтый, то есть желтый с зеленоватым оттенком. В Индии желтые алмазы не сильно ценились, считались некондиционными по сравнению с белыми, но отдельные камни все же оставались в числе лучших сокровищ индийских правителей, если были крупными и очень чистыми.
Так было с алмазом «Шах», который оставили, несмотря на желтоватый оттенок, так случилось и с будущим Флорентийским.
В конце 16-го века эта часть Индии была завоевана португальцами, которые забрали все, что им понравилось, в том числе и большой желтый алмаз. В Европе у португальского короля алмаз выторговал тосканский герцог из рода Медичи, и так камень попал во Флоренцию.
Сохранились документы о покупке и заказе на огранку алмаза, в 1615 году после огранки бриллиант приобрел форму немного искаженной «двойной розы», со 126-ю гранями. Вес после огранки получился в 137 карат (около 28 грамм), размер – 30х26х20 мм.
Медичи создали легенду своему новому камню, согласно которой бриллиант принадлежал самому Карлу Смелому, королю Бургундскому. Якобы, когда король пал на поле боя, камень подобрал случайный крестьянин и, приняв за стекло, продал реликвию за пару монет.
Конечно, и без легенды Флорентийский бриллиант был выдающимся драгоценным камнем своего времени. В середине 18-го века, унаследовав после смерти мужа Тоскану, хозяйкой бриллианта стала австрийская императрица Мария Терезия, мать Марии-Антуанетты.
Мария Терезия вывезла желтый бриллиант в Вену, и там он был включен в число главных ценностей династии Габсбургов.
Мария Терезия (1717-1780), унаследовала бриллиант и вывезла его из Италии
После окончания Первой мировой войны и развала Австро-Венгерской империи большая часть австрийских сокровищ была тайно вывезена из страны, так Флорентийский бриллиант оказался сначала в Швейцарии, а потом в Южной Америке.
Хотя драгоценности вывозила сама изгнанная австрийская императорская семья, сохранить им почти ничего не удалось. Из-за того, что юридическая принадлежность ценностей стала оспариваемой (на них претендовали новые возникшие на осколках Австро-Венгерской империи государства), их начали быстро и дешево распродавать, часть была украдена и утеряна в переездах.
Сохранившаяся фотография бриллиантового украшения для шляпы, самый крупный камень - "Флорентиец", фото примерно 1880-х гг.
На желтый Флорентийский бриллиант всерьез претендовала Италия, поэтому он срочно и тайно был, как подозревают, продан бывшей императорской семьей в США, где его распилили на кусочки и перепродали потом еще несколько раз.
Отследить мелкие желтые бриллианты и соотнести какие-то из современных как части «Флорентийца», пожалуй, невозможно – все же желтый цвет у бриллиантов не самый редкий.
Хотя есть альтернативная версия, что бриллиант и сейчас лежит в одном из швейцарских банков, куда попал в качестве залога.
Сейчас хрустальные имитации бриллианта можно увидеть в двух музеях Флоренции, где камень считается достоянием семьи Медичи, незаконно вывезенным из Италии.