|
Чан-Чан |
После упадка Империи Вари на перуанском побережье между департаментами Тумбес и Лима начало развиваться самое процветающее и могущественное царство тихоокеанской прибрежной доколумбовой Америки – государство Чимор, относящееся к культуре Чиму. Период его становления и расцвета пришёлся на X-XV века нашей эры, когда границы царства расширились до Эквадора, а торговые контакты поддерживались с многими народами Анд – например, из Боливии доставлялось олово.
Развитость государства подтверждают технологии добычи и обработки золота, изготовление ювелирных и текстильных изделий, особенные печи для бескислородного обжига керамики, а также сеть каналов, направляющих горные потоки в города для обеспечения водой. К 1470 году Чимор был охвачен анархией и беспорядками, вызванными стихийными бедствиями и голодом, поэтому, когда к границам царства подошло 30-тысячное войско инков, исход войны был предрешён.
|
Глиняные стены |
Столицей царства Чимор был город Чан-Чан, население которого на пике славы в XIII столетии могло составлять 40-60 тысяч человек. Его основание относят к IX веку, то есть периоду, когда в Перу появилась новая система городов – основным сооружением в них была не только церемониальная пирамида, но и дворцовые здания, и другие жилые и подсобные помещения, окружённые высокими стенами. Главным материалом для возведения сооружений являлась глина, из которой производили строительные блоки. Каждый из таких блоков имел уникальный рельеф, наносимый для сушки материала, и это придавало городу особенный вид, отличавший его от селений того времени. Площадь Чан-Чана – приблизительно 20 км², поэтому он является самым большим саманным городом Америки. Название его с языка чиму можно перевести как «сияющее солнце» или «восхитительное солнце».
|
Рельефы Чан-Чана |
Традиционно основателем королевства называют вождя Тайканамо, который, по преданию, вылупился из золотого яйца, а затем приплыл на берег из океана. Другими известными императорами были Гуакрикуар и Нансинпинко, значительно расширившие границы и завоевавшие соседние культуры, в том числе, Ламбаеке. Государство жило за счёт торговли, сбора дани, ремесленничества и женщин, большинство из которых были насильно согнаны с завоеванных территорий, чтобы обеспечивать производство высококачественных товаров и рождаемость. Чан-Чан активно торговал золотом, раковинами, перьями тропических птиц и продуктами питания. Захватившие город инки практически полностью разрушили богатую столицу Чимора, но память о ней сразу не потерялась – хотя она и лежала в руинах, представляя лишь бледную тень былого величия, в ней оставалось какое-то население даже тогда, когда в Перу прибыл Франсиско Писарро в 1532 году. С тех пор Чан-Чан ещё не раз подвергался набегами и разрушениям, так как считалось, что где-то в руинах спрятано большое сокровище из серебра и золота. В колониальную эпоху перуанское правительство давало разрешение на извлечение археологических находок, что привело к невосполнимой утрате многих участков грандиозного памятника.
|
Статуи Чан-Чана |
В 1838 году в Перу прибыл швейцарский исследователь, натуралист и дипломат Якоб фон Чуди, который на протяжении пяти лет изучал основные перуанские культуры. За время своего многолетнего путешествия он познакомился с археологом Мариано Эдуардо де Риверой, основателем Национального музея антропологии, археологии и истории, и предложил ему своё сотрудничество. Вместе учёные исследовали затерянные города в Андах и на побережье Тихого океана, и наиболее изученным из них оказался именно Чан-Чан, поразивший натуралиста впечатляющими руинами дворцов, цитаделей, домов чиновников, украшенных геометрическими фризами с изображением зверей, птиц, рыб, мифических существ. Таким образом, Якобу фон Чуди принадлежит повторное открытие великого города.
Чан-Чан не имел выраженного городского центра – он состоял из десяти отдельных, ориентированных на север и юг, королевских комплексов, раскинувшихся на несколько кварталов и перемежавшихся отделанными каменной кладкой каналами: Дом Чайуака (Чайуак), Восточный Дом (Уле), Западный Дом (Лаберинто), Большой Дом (Гран-Чиму), Северный Дом (Скъер), Дом Моря (Веларде), Дом Птиц (Бандельер), Центральный Дом (Чуди), Новый Дом (Ривера) и Маленький Дом (Тельо). Возможно, это связано с тем, что каждый последующий правитель Чимора наследовал лишь королевский титул, но не богатство своего предшественника, поэтому ему приходилось возводить новую резиденцию. Для простолюдинов вход во дворцы был ограничен, и всё основное население концентрировалось на окраине Чан-Чана – административные служащие, металлурги, ткачи и прочие ремесленники жили в простых домах из обмазанных глиной жердей и тростника с одним очагом в комнате.
|
В музее Чан-Чан |
Королевские комплексы строились как большие прямоугольные здания с двойной внешней стеной высотой до 10 м и одним входом, который охранялся деревянными статуями в нишах. Внутри были сооружены лабиринты, ритуальные комнаты, где дети и животные приносились в жертву лунному божеству, щедро украшенные рисунками аудитории, склады, погребальные площадки с гробницами разных размеров, в которых находились мумифицированные вожди и члены семьи со свитой. Есть версия, что когда правитель умирал, то его первая жена одурманивалась наркотическими веществами, и над ней проводился ритуал извлечения сердца для приношения его в жертву. Младшие жёны умерщвлялись посредством отравления ядом, и так дворец становился мавзолеем. В 2018 году группа археологов обнаружила в Чан-Чане 140 детских скелетов и более 200 останков лам – это крупнейшее детское жертвоприношение за всю историю.
|
Музей |
После исчерпывающего исследования Чуди уже в XX веке в Чан-Чане начались реставрационные работы, расчистка и укрепление конструкций. Археологический памятник в 1988 году был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и сразу же включён в список наследия, находящегося под угрозой. В 2006 году в Перу вышел план действий по консервации хрупких глиняных сооружений, постоянно подвергающихся климатическому воздействию – ветровой и дождевой эрозии, а также человеческому фактору – сельскохозяйственному использованию некоторых участков и увеличению притока туристов. Ознакомиться с артефактами из древнего города можно в музее, который расположен в восточной части археологической зоны: он описывает доиспанское развитие региона Ла-Либертад от первых каменных находок до керамики культур Моче и Чиму и раскрывает темы земледелия, орошения, производства продуктов питания в долине реки Моче. В музее также есть интерактивный зал, повествующий о происхождении и развитии царства Чимор. Археологическая зона Чан-Чан находится в 5 км от города Трухильо, и хотя она менее посещаема, чем, например, Мачу-Пикчу, её значимость для Перу не стоит недооценивать.