Несмотря на бурный век меняющихся вкусов и технологий, Севрская мануфактура в пригороде Парижа оставалась на переднем крае европейского керамического производства на протяжении 1800-х годов.
Основана в Венсенне в 1740 году и перенесена в Севр в 1756 году, король Людовик XV, который был первым инвестором, вступил во владение в 1759 году.
С Французской революцией 1789 года судьба фабрики изменилась, и она потеряла многих аристократических покровителей. Его будущее было под вопросом.
Затем, в 1800 году, появился инженер и ученый Александр Броньяр (1770-1847), чтобы возглавить проблемное предприятие. Поворот не мог быть более драматичным.
В течение первого десятилетия правления Броньяра в моде был стиль ампир с обильным использованием позолоты, богатых бордюров и витиеватых фигурных сцен.
Недавно разработанные эмали позволили создать роскошные текстуры мрамора и твердого камня в качестве имитированного фона.
Согласно заводским архивам, процесс декорирования начался с синей основы по краю, за которой последовала мраморная основа по центру, для чего потребовалось два слоя. Затем была нанесена позолота на бордюр, а рисунок в центре был нарисован последним.
В честь коронации короля Карла X в 1825 году был изготовлен обеденный сервиз, расписанный знаменитыми видами каждого из департаментов Франции (административных учреждений.
Этот кофейный сервиз 1836 года, украшенный сценами выращивания какао для приготовления питьевого шоколада, показывает, как Бронгнярт использовал темы, связанные с назначением предметов.
Кофейный сервиз 1836 года. Фарфор из твердой пасты. метмузей
Поднос 1836 года для кофейного сервиза. Фарфор из твердой пасты. метмузей
Огромное разнообразие типов предметов и декора были отличительными чертами Севрской мануфактуры. Только в первой половине 19-го века было изготовлено 92 вазы различных дизайнов, 89 чашек, всевозможные сервизы для ужина, десерта, чая и кофе, а также кувшины, тазики и туалетные принадлежности.
Характерной чертой декоративного искусства девятнадцатого века было переосмысление исторических стилей. Хотя форма этой чашки происходит из Италии эпохи Возрождения, использование ярких красных, зеленых, синих и желтых тонов контрастирует с приглушенными белыми и коричневыми тонами более ранних изделий.
Воссоздание средневекового готического стиля было еще одной навязчивой идеей 19 века. Эти вазы иллюстрируют игривость сочетания готического вдохновения с техниками эмали эпохи Возрождения для достижения новых эстетических эффектов.
Эклектизм дизайнерских влияний сочетался с изобилием. Этот чайно-кофейный сервиз в стиле шинуазри напоминает формы и мотивы Китая и Ближнего Востока.
Сочетание азиатских форм с европейским декором выражало увлечение экзотикой. Вращающиеся ножки, формы с двойными стенками и имитация бамбуковых ручек были обнаружены на китайских фарфоровых изделиях, продававшихся в Париже в 1820-х годах.
Эта амбициозная корзина с фруктами или цветами, задуманная как центральное место на изысканном столе во время десерта, передает ощущение великолепия столовой девятнадцатого века.
Подаренная обладателю первого приза на Всемирной выставке 1878 года, эта чашка, выполненная в стиле Ренессанс-возрождение, вызвала много критики в то время, когда вкусы менялись в сторону модернизма.
Один критик написал: “Цвета безвкусны и часто вульгарны; оформление редко выходит за рамки обычных севрских цветочных и фигурных сюжетов. Севр хранит традиции прошлого. Он остается глух к славе живого и современного искусства ”.
Но именно направление ар-нуво забило гвоздь в крышку гроба традиционного историзма, который был визитной карточкой Севра на протяжении всего 19 века.
Декоративно-прикладное искусство приблизилось к природе, часто улавливая асимметрию естественных форм, как это видно в этом кофейном сервизе 1900 года.
Используя форму растения фенхеля, нанесение эмали на неглазурованный фарфор создало матовую поверхность, похожую на фактическую текстуру растения, и усилило ощущение реализма.
Севр изучал технологии, которые определили керамическую промышленность в 20 веке.