Об окружающем нас мире.

17 апреля 2023

Дворец трех династий - Палаццо Питти

198d33b33d545a324.jpg
Дворец Питти Флоренция
Палатинская Галерея второй по значимости, после Уффици, художественный музей Флоренции. Расположена Галерея во дворце Питти. Сегодня Дворец разделен на пять музеев: Палатинскую галерею, Императорские и Королевские апартаменты, Сокровищницу великих князей и Музей русских икон (с Палатинской капеллой) - на первом этаже, Галерею Современного Искусства и Музей костюма и моды - на втором этаже.

Дворец до сих пор носит имя своего первого владельца, флорентийского банкира Луки Питти. Затем дворцом владело семейство Медичи, после них - двор двух других королевских династий: дом Габсбургов-Лотарингских (сменивших Медичи с 1737 года) и короли Италии из дома Савойи, которые жили здесь с 1865 по 1919 гг. Тем не менее,

История Палаццо Питти
Согласно легенде, дворец Питти появился как результат давнего соперничества двух флорентийских банкирских семейств - Медичи и Питти. Лукка Питти, чтобы доказать свое превосходство над Козимо I Медичи, заказал великому архитектору Филиппо Брунеллески построить дворец у подножия холма Боболи за рекой Арно, который должен был затмить зримое могущество семьи Медичи.
22f82902419683526.jpg
Филиппо Брунеллески (1377 - 1446 г.,69 лет) итальянский учёный, архитектор, скульптор, инженер, математик и геометр, художник-ювелир и декоратор эпохи Возрождения. Наряду с Леоном Баттистой Альберти является создателем новой европейской архитектуры, однако, в отличие от Альберти, своего младшего современника, опиравшегося на памятники Древнего Рима, Брунеллески следовал северо-итальянской, тосканской традиции.

Строительство дворца началось в 1458 году. И затянулось. Денег на завершение строительства дворца у Питти не хватило, он разорился. Заканчивал этот проект уже великий герцог Тосканский Фердинанд II, поручив известному архитектору эпохи флорентийского маньеризма Бартоломео Амманати завершить создание дворца.
343fec4cc3290a40a.jpg
Бартоломео Амманати (1511 - 1592 г., 80 лет)один из самых известных скульпторов и архитекторов маньеризма флорентийской школы. Работал в Венеции, Падуе, Риме, Флоренции. Близкий друг и единомышленник Джорджо Вазари, вместе с которым организовал в 1561 году «Академию рисунка» во Флоренции.

В итоге, во Флоренции появился великолепный трехэтажный дворец, который стал самым большим зданием в городе, с огромным двором и прекрасным садом.
47a8edb333ac8e18a.jpg
Фасад Дворца Питти
Новая резиденция Медичи во Флоренции, дворец Питти стал зримым символом власти этой могущественной банкирской семьи.

Интерьеры

Проживание во дворце Питти влиятельных правящих династий объясняет наличие роскошных ослепительных интерьеров на всех этажах дворца. Известные декораторы на протяжении трех столетий вносили свой вклад в декор общественных комнат и жилых помещений дворца. Богато украшенные залы с огромными окнами, впускавшими много света, позволяли ярче сиять шедеврам Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Джорджоне, Караваджо и картинам других именитых художников Европы.

Из многочисленных апартаментов дворца пять залов - Планетарных комнат, выделяются своим фантастическим декором. Они приняли свой нынешний вид при великом герцоге Фердинандо II Медичи (1610-1670), и были избавлены от более поздних посягательств на декор благодаря великолепным фрескам Пьетро да Кортона. Светлый колорит и радость жизни в его фресках заставляют вспомнить о магическом искусстве Рубенса
54f92af14c597b3b9.jpg
Пьетро да Кортона (1596 - 1669, 72 года) Выдающийся итальянский архитектор, рисовальщик, живописец-декоратор и теоретик искусства XVII века. Один из самых ярких мастеров эпохи барокко. Наряду с Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини он был одним из интерпретаторов римского барокко в архитектуре, создателем фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции.

Палатинская Галерея и королевские апартаменты
Палатинская Галерея и королевские и императорские апартаменты занимают весь первый этаж дворца Питти.

Роскошная Палатинская Галерея была основана в конце 18-го века семьей Габсбургов-Лотарингских, которые развесили около 500 изобразительных шедевров из основной коллекции Медичи в парадных залах дворца Питти. Это впечатляющая подборка картин, включала самую большую коллекцию произведений Рафаэля в мире, а также бесценные работы венецианских гениев Тициана и Тинторетто, и шедевры великого фламандца Рубенса. Кроме того, залы украсили прекрасной скульптурой, вазами, драгоценным мебельным антиквариатом.

Сенсационная серия фресок Пьетро да Кортона, созданная в сердине 17 века для великого герцога Тосканы Фердинандо II Медичи в «Планетарных комнатах», дополняет неповторимое художественное очарование Галереи.

Зал Венеры
6e0ccc17c3a9fcb0e.jpg
Зал Венеры
Зал Венеры открывает знаменитую серию элегантных комнат зимних апартаментов Фердинандо II Медичи на первом этаже Палаццо Питти, так называемых Планетарных комнат - цикла из пяти комнат, каждая из которых изображает разные планетарные божества Венеру, Аполлона, Марса, Юпитера и Сатурна. Герцог поручил Пьетро да Кортона украсить их фресками и лепниной в 1641 году. Этим выбором великий князь показал, что он присоединился к новому декоративному стилю барокко, выразителем которого, в то время был бесспорный гений Пьетро да Кортона.

Декоративные сюжеты росписей были предложены Франческо Рондинелли, библиотекарем великого герцога. Они стали частью иконографической программы, направленной на возвеличивание славного банкирского дома Медичи - правителей Флоренции. Гениальная визуализация величественных образов Богов Олимпа - Юпитера, Венеры, Аполонна, Марса, Сатурна в апартаментах Фердинандо II Медичи выполняла эту программу.

Зал Венеры украшен большой фреской, а также восьмью люнетами вдоль стен, изображающих знаменитые персонажи античного мира, обрамленных позолоченными лепными фигурами.
7.jpg
Между ними на белых лепных рельефах изображены портреты знаковых членов семьи Медичи, среди них два портрета пап из семьи Медичи, Льва X и Климента VII.
8.jpg
В центре потолка Комнаты Венеры молодой герцог вырывается из объятий богини Венеры, символа удовольствия, и подгоняется Минервой к Гераклу, символу героизма.
9.jpg
Потолочная роспись Пьетро да Кортона, Зал Венеры
10ae667c89816f88fc.jpg
Молодой принц вырывается из объятий богини, символа удовольствия, и подгоняется Минервой к Гераклу, символу героизма.
1101d1cf76d9340c73.jpg
Венера Итальянская Антонио Канова, Зал Венеры, фото https://www.uffizi.it/
В 1802 году, проезжая через Флоренцию и на пике своей славы, Антонио Канова получил заказ от короля Этрурии Людовико ди Борбоне сделать копию Венеры Медич., мраморной скульптуры I века до н.э., которая уже выставлялась в центре Трибуны Уффици, но была реквизирована французскими властями 11 сентября того же года для Лувра. Поначалу венецианский скульптор сопротивлялся идее реплики, но в конце концов согласился, соблазненный как предложением заменить такой шедевр, так и сильным патриотическим подтекстом, который сразу же приобрело это предприятие.

Зал Юпитера, бывший тронный зал
12.jpg
Зал Юпитера,
В период Медичи эта комната использовалась в качестве тронного зала. Комната богато украшена великолепными фресками Пьетро да Кортона, белой и позолоченной лепниной.
13410cfaaa2b578c33.jpg
Потолочная роспись Пьетро да Кортона, комната Юпитера
14.jpg
Фрагмент потолочной росписи Пьетро да Кортона, комната Юпитера
Тема комнаты — "Юпитер, коронующий герцога", подчеркивает руководящую роль династии Медичи. Победоносный герцог высаживается с корабля аргонавтов, а за ним следует Победа с буквой М (Медичи) на своем щите; его встречает Юпитер в окружении четырех женских персонажей аллегорических изображений.
15.jpg
Шедевры Рафаэля
16.jpg
Дама под покрывалом Рафаэль (Урбино 1483 - Рим 1520),
Выполненная Рафаэлем после переезда из Флоренции в Рим в 1508 году, картина представляет собой одну из вершин портретного творчества мастера.

По словам Джорджо Вазари (1550, 1568), видевшего картину в доме купца Маттео Ботти во Флоренции, на ней изображена Маргарита Лути, известная как Форнарина, женщина, которую Рафаэль любил всю свою жизнь, но изысканное платье и драгоценности более характерны для заказанного портрета молодой дворянки.

Мадонна делла Седжола (Седия)
17.jpg
Мадонна делла Седжола (Седия) Рафаэль 1514
Знаменитая картина, в которой Рафаэль находится под влиянием античной и венецианской школы - Тициана и Себастьяно дель Пьомбо, написана в 1514 году в Риме. Перед нами - вписанный в тондо (итал. круг) сюжет : Дева Мария, сидящая в кресле, держит Младенца, а рядом - маленький Иоанн Креститель. Форма «тондо» сама по себе напоминает о Флоренции и возвращает нас к эпохе кватроченто. Эта группировка, это смыкание вокруг точки опоры тондо совпадает с центром привязанности — маленьким Христом, духовным центром картины. Цвет, несмотря на свою яркость, обладает теплотой, которых Рафаэль достигает гениальным мастерством.
18.jpg
Мученичество святой Агаты Себастьяно Лучани, известный как Себастьяно дель Пьомбо (1485 - 1547), Зал Юпитера
Это один из самых важных образцов венецианской живописи 16 века, подписанный и датированный Sebastianus Venetus faciebat Rome 1520
19.jpg
Юдифь с головой Олоферна Кристофано Аллори (Флоренция 1577-1621)

Самая известная картина флорентийского художника Кристофано Аллори, написанная между 1610 и 1612 годами, сразу же имела успех и была широко скопирована, отчасти благодаря популярности легенды о библейской героине Юдифи, которую художник интерпретировал автобиографически; обезглавленная голова Олоферна — это автопортрет, а его возлюбленная Мадзафирра изображена в прекрасном лице молодой женщины, чья необычайно роскошная одежда — прямая дань уважения процветающей текстильной промышленности города.

Зал Аполлона
20.jpg
ал Аполлона, Палатинская галерея

В период правления Медичи зал, названный в честь Аполлона, использовался в качестве вестибюля для «простой знати», то есть посетителей, ожидавших приема у великого герцога в Тронном зале. Эскизы украшений принадлежат Пьетро да Кортона, написавшему главную фреску в центре свода, изображающую герцога Медичи, которого слава привела к Аполлону.
2187a8c628242add74.jpg
Потолочная роспись Зал Аполлона, Пьетро да Кортона
Тяжесть ответственности правителя и необходимость быть образованным акцентирована с помощью сюжетов самых известных подвигов греческого героя Геракла, они показаны в лепных медальонах ниже потолочной фрески. В квадратных рамках изображены императоры древности, способствовавшие развитию культуры, в том числе римский император Август, слушающий чтение Энеиды, или Александр Македонский, получающий поэмы Гомера. В карнизах спутницы Аполлона, музы.
22.jpg
Александр Македонский, получающий поэмы Гомера, Пьетро да Кортона

Важным новым элементом является не только живописный цикл, но и артикулированная группа из белой лепнины и позолоченных фигур, которые нарушают ренессансный стиль архитектурного оформления и оживляют потолок иллюзией мужских скульптур, поддерживающих тяжелые гирлянды и сатиры, обвитые виноградными лозами.
23.jpg
ающаяся Магдалина, Тициан, Комната Аполлона, Палатинская Галерея

На картине изображена кающаяся Мария Магдалина, которую Тициан часто копировал на протяжении своей долгой карьеры, используя иконографию, которой суждено было стать очень успешной из-за необычного, смелого эротического очарования, которое сквозит в образе Магдалины. Тициановская Мария Магдалина - кающаяся блудница, женщина с распутным прошлым, которая, согласно Евангелиям (Лк. 7, 36-50), пришла в дом Симона фарисея просить у Иисуса прощения, проливая покаянные слезы на ноги Христа, которую она затем вытерла своими волосами и надушила драгоценной мазью из кувшина, на котором Тициан поставил свою подпись.

Зал Сатурна. Шедевры Рафаэля
24.jpg
Потолочная фреска, Зал Сатурна Пьетро да Кортона, Палатинская Галерея
25.jpg
Автопортрет Рафаэль , Зал Сатурна
26.jpg
Мадонна дель Грандука Рафаэль, Зал Сатурна

Мадонна дель Грандука - одна из самых известных работ Рафаэля и один из мировых шедевров, отождествляемых с Палатинской галереей, музеем с самым большим в мире количеством полотен художника. Это одна из самых любимых работ Рафаэля.
27.jpg
Видение Иезекииля Рафаэль, Зал Сатурна
28.jpg
Портрет кардинала Биббиены, Рафаэль Зал Сатурна

Бернардо Довизи (Биббиена, 1470 г. – Рим, 1520 г.) был ученым и дипломатом, а также другом и доверенным личным секретарем Папы Льва X.

Зал Марса
29.jpg
Эта комната, когда-то использовавшаяся как зал ожидания для послов, ожидающих приема у великого герцога, посвящена Марсу и является частью цикла работ так называемых Планетарных комнат, украшенных в 1640-х годах фресками Пьетро да Кортона. Фреска покрывает весь свод с аллегорическим изображением образования молодого принца, обученного военному искусству и командованию Марсом, богом войны
30.jpg
Потолочная фреска в Зале Марса. Пьетро да Кортона. На ней изображены Победа Героя на море и Аллегория мира. Герб Медичи с хорошо известным расположением сфер в овале занимает видное место в центре потолка. Рядом с ним Марс, собирающийся молнией начать войну, а под ним сцены морских и сухопутных сражений
31.jpg
Деталь росписи Победа Героя на море,
32.jpg
Герб Медичи
33.jpg
Эта деталь росписи потолка в Зале Марса изображает Герб Медичи и Аллегорию Мира.,
На стенах с красными драпировками висят одни из самых значимых барочных картин Палатинской галереи.
34.jpg
Мадонна с младенцем и сцены из жизни святой Анны Филиппо Липпи (Флоренция, 1406 г., ок. - Сполето, 1469 г.), Зал Прометея, Палатинская галерея,

На этой картине, одном из самых оригинальных произведений на священную тему раннего Возрождения, на переднем плане изображена Дева Мария. Богородица сидит на троне с Младенцем на коленях, вынимая семена из граната, который она протягивает ему, символ плодородия и предчувствие Страстей. За традиционной группой «Мадонна с младенцем» внутри дворца изображены два эпизода из жизни святой Анны, матери Марии. С правой стороны изображена встреча Анны со своим мужем Иоахимом на лестнице. С левой стороны показано рождение Богородицы с Анной в постели, окруженной женщинами, которые ухаживают за ней и новорожденным, а также приносят дары. Это правдивое изображение повседневной жизни женщин из аристократической среды 15 века.
35.jpg
Портрет дамы Сандро Боттичелли, Зал Прометея
Картина также известна под названием «Белла Симонетта», основанном на ранней идентификации молодой женщины как Симонетты Каттанео (1453–1476), генуэзской дворянки, вышедшей замуж за флорентийца Марко Веспуччи в 1469 году и любимой Джулиано де Медичи.

Белый Зал
37.jpg
Белый Зал,
Бывший «Salone dei Forestieri» ( Зал для гостей) во времена Медичи он был преобразован по желанию великого князя Петра Леопольда в роскошный бальный зал (до сих пор самый большой зал во всем дворце) и украшен горельефной лепниной между 1774 и 1776 годами двумя братьями из Лугано -Грато и Джокондо Альбертолли, ранее нанятых великим герцогом для украшения бального зала Виллы дель Поджо Империале.
Богатый орнаментальный стиль лепнины, основанной на символах неоклассицизма, придает помещению утонченную элегантность, подчеркнутую яркостью белого цвета, выделяющегося на фоне пастельных тонов (розового, зеленого и охры) на стенах. Боковые стены отмечены коринфскими пилястрами и большими дверными проемами и обогащены роскошными зеркалами, привезенными из Парижа.
38.jpg
Ваза Корделье Севрская фабрика, 1811 Белый Зал, Палатинская галерея

Ваза Корделье была подарена в 1810 году Наполеоном I Фердинанду III Габсбургу Лотарингскому и выставлена ​​в Белом зале Палатинской галереи.
39.jpg
Монументальная ваза Севрская фабрика
Сокровищница великих князей
40.jpg
Кабинет курфюрста Палатина Джованни Баттиста Фоджини ( Флоренция 1652 - 1725 ), Черное дерево, позолоченная бронза, полудрагоценные камни, перламутр, хрусталь,

Кабинет был заказан Козимо III Медичи по проекту Джованна Баттисты Фоджини. Шкаф из эбенового дерева выделяется единством архитектурного решения, призванного усилить присутствие фигуры в центральной нише, а также многочисленными изделиями из бронзы, также выполненными Фогджини. Акцент, конечно же, на портрете курфюрста Палатина, вырезанном из халкидона, одетом в позолоченные бронзовые доспехи и сидящего на военных трофеях, символизирующих воинские доблести.
41.jpg
Великокняжеские мастерские, по рисунку Якопо Лигоцци (Верона, около 1547 г. - Флоренция, 1627 г.)
Этот роскошный предмет мебели из черного дерева имеет панель из полудрагоценного камня в нижней части, изображающую вазу с цветами, вставленную в нишу, с цветочными элементами на выступе. Полка, украшенная цветами из полудрагоценных камней, поддерживается двумя колоннами из яшмы с основаниями и капителями из позолоченной бронзы. Верхняя часть украшена мозаичным панно с изображением Крещения Господня.
42.jpg
После смерти Луки Питти в 1472 году Элеонора Толедская, жена Козимо Медичи, пожелала купить его имение, чтобы превратить его в новый дом Медичи — она ненавидела темные тесные помещения Палаццо Веккьо. Козимо, большой любитель охоты и природы, страстно потакал воле своей жены и в 1549 году пара переехала из средневекового дворца на площади Синьории в более просторный и современный Палаццо Питти.
43.jpg
Для того, чтобы увеличить палаццо, Медичи наняли Бартоломео Амманнати. Работы были начаты в 1560 году. Под руководством архитектора создали задний двор, расширили крылья здания с обеих сторон и добавили архитектурное изобретение Микеланджело — «коленопреклоненные окна» на первом этаже фасада.
44.jpg
К XIX веку уже другие архитекторы завершили строительство здания, придерживаясь, вероятно, грандиозных планов Амманнати. В результате внешние стены и общий план местности были покрыты рустами больших размеров, что сделало его одним из шедевров флорентийской маньеристической архитектуры.
45.jpg
Анна Мария Луиза, последний представитель рода Медичи, жила в одном из флигелей дворца до преклонного возраста и заключила семейный договор, согласно которому все произведения искусства и собственность, принадлежащие семье, должны оставаться во Флоренции.
46.jpg
Галерея современного искусства, расположенная на втором этаже дворца Питти, славится прекрасной коллекцией картин и скульптур, в основном итальянских, датируемых от конца XVIII века до Первой мировой войны. Элегантные залы, в которых жили великие герцоги Лотарингии, украшены произведениями неоклассицизма и романтизма. Здесь также находится великолепная коллекция работ художников группы Маккьяйоли и других итальянских школ конца XIX- начала XX веков.
47.jpg
48.jpg
49.jpg
50.jpg
51.jpg
52.jpg
53.jpg
54.jpg
   Созд