Один из немногих производителей тонкостенной керамики в России, сумевший сохранить своё «лицо» и высочайшее качество продукции – уральский завод «Сысертский фарфор». В его каталоге представлена повседневная посуда и подарочные сервизы, сувениры, вазы и предметы малой пластики. Отдельную и значительную часть ассортимента занимает церковная утварь, предназначенная для главного акционера предприятия – Екатеринбургской епархии. Свыше 80% продукции завода расписывается вручную по технологиям, характерным для старинных гончарных промыслов.
Родоначальником художественного фарфора в Сысерти считается керамист Николай Сергеевич Иноземцев. Он прибыл в небольшой городок под Свердловском (сегодня Екатеринбург) в 1963 году, сразу по окончании Абрамцевского училища им. Васнецова. Уральский регион издавна славился своими гончарами, которые работали на местных белых и цветных глинах. Здесь сформировался свой особый стиль с гармоничными пропорциями, плавными, округлыми линиями и росписью широким мазком. Аналогичная техника характерна также для Гжели, когда растительные мотивы наносились одним движением кисти с разным нажимом.
Уральские гончары отдавали предпочтение функциональной посуде: кринкам, горшкам, кувшинам, корчагам, кубышкам (квадратные бутыли для масла), кружкам и латкам (аналоги современной утятницы). Производство сосредотачивалось вокруг крупных глиняных месторождений под Оренбургом, Пермью, Уфой и Челябинском. В екатеринбургской области гончарным делом славился Невьяновский район, в частности две деревни – Верхние и Нижние Таволги.
Сысертские глины были не такими белыми и высококачественными, как в других регионах, однако из них тоже изготавливали ходовую керамику. До революции и несколько лет после неё, в городе работала семейная мастерская «Гончарка», основанная братьями Харитоновыми. В 1928 году частное предприятие преобразовали в артель, выпускавшую простую посуду для бытовых нужд. Производство было кустарным – сырьё заготавливали и отминали вручную, изделия обжигали в дровяных печах и декорировали росписью или цветной поливой.
В 1937 году в Сысерти открылась многопрофильная артель «Новый путь», объединившая несколько производственных цехов, в том числе и керамический. А в 1946 году её реорганизовали под новым названием «Промкооператор». Помимо выпуска столовой посуды, предприятие занималось изготовлением кукол из папье-маше, сельхозинвентаря и предметов кожгалантереи. В 1960 году было выделено отдельное производство – «Сысертский завод керамических изделий» (СЗКИ), который специализировался на электротехнической продукции.
Первые попытки изготовить малую пластику на основе каолинового сырья предприняла в 1953 году местная керамистка Н. И. Меньшикова под руководством технолога И. А. Корюкова. Меньшикова использовала каолин из Верхнесысертского карьера и кварц из отвалов золотоносных приисков. Изделия обжигались при температуре 1280°С, что недостаточно для создания действительно высококачественного тонкостенного фарфора. Кроме того, пробные образцы Меньшиковой имели заметный сероватый оттенок из-за примесей железа и слюды.
На новый уровень предприятие поднял Николай Сергеевич Иноземцев, целенаправленно занимавшийся развитием художественного направления. Прежде чем приступить к реорганизации, молодой специалист, при содействии загорского технолога, занимался изучением особенностей производства, а также искал подходящее сырьё. В результате завод стал использовать глину из Кыштыма в Челябинской области, которая позволяла выпускать тонкостенную, белоснежную посуду и предметы декора. Золото, люстр и пигменты для росписи поставлялись Дулёвским фарфоровым заводом.
Вместе с Иноземцевым в этот период работали:
Скульптор и художник Н. Ф. Малышев,
ведущий специалист и модельмейстер, также выпускник Абрамцевского училища,
С. И Синявская – автор большинства образцов мелкой пластики.
Скульптор В. Н. Прокопченко, создававший преимущественно, композиции сказочной тематики.
Художник-живописец М. Я. Рачгус.
Начиная с 1964 года, ассортимент завода значительно расширился, вырос художественный уровень изделий, формы и декор стали сложнее и разнообразнее. Разрабатывались чайные и кофейные сервизы, вазы, статуэтки, столовые приборы, сувенирная и подарочная продукция. Фарфор Сысертского завода – с характерным для середины прошлого века лаконичным дизайном, стали узнавать и ценить в России. Ежегодно в «копилку» предприятия добавлялось 16 новых наименований. Но главной «изюминкой» завода были серии малой пластики по произведениям Павла Петровича Бажова.
К уральским сказам обращались художники разных заводов, в частности, Дулёвского, Барановского, Ломоносовского (сегодня ИФЗ) и Гжели. Однако скульптурные композиции мастеров из Сысерти: Иноземцева, Малышева, Синявской и Прокопченко представляют для коллекционеров особый интерес. В них точно «схвачена» поэзия местного фольклора и дух времени, когда были написаны первые бажовские рассказы. Мини-скульптуры Сысерти ближе всего к народному творчеству и по пластике, и по цветовому решению.
В 1966 году был построен ещё один заводской корпус, что позволило эффективнее организовать производственный процесс. Тогда же предприятие окончательно перешло на выпуск высокохудожественных изделий с максимальным процентом ручного труда. Продукция уральского производителя стала регулярно выставляться на ВДНХ, наряду с флагманами отечественной индустрии керамики.
В 1970 году на фарфоровом производстве было занято 406 человек из них 260 – в художественных цехах. Параллельно с усовершенствованием технологий, ведущие мастера активно искали свой неповторимый «почерк». Главным декоративным мотивом осталась народная уральская домовая роспись с флористическим узором. Творческая лаборатория завода разрабатывает несколько вариантов цветочного рисунка широким мазком «с растяжкой», который наиболее органичен на предметах из фарфора.
Прошло не так много времени и роза ругоза стала «визитной карточкой» региона, а затем местного фарфора. Предложил украсить ею белоснежную посуду специалист по урало-сибирской росписи, сотрудник Московского НИИ художественной промышленности, В. А. Барадулин. Он отметил, что аналогичные розы можно встретить на многих сосудах XIX века, сохранившихся в музеях региональной культуры.
В 1977 году предприятие переименовали в Сысертский завод художественного фарфора. А ещё 3 года спустя на его базе была создана творческая лаборатория, занимавшаяся улучшением технологии производства и повышением качества сысертской тонкостенной керамики.
В 1991 – 92 годах предприятие сменило форму собственности, превратившись в ЗАО «Сысертский фарфор». Перестройка и экономический кризис не лучшим образом отразились на работе производителя, но он старался держаться на плаву.
В 1994 году лидеру уральской индустрии был присвоен статус народного промысла. Знаковым для завода стал 1998 год, когда от Николаевского монастыря города Верхотурье поступил заказ на реставрацию трёхчастного фаянсового иконостаса. Он был изготовлен в 1913 году «Товариществом Кузнецова» для расположенного на территории церковного комплекса Крестовоздвиженского собора. В 1936 году уникальный иконостас уничтожили большевики, но к 400-летию города его решили восстановить.
Несмотря на новизну работы с фаянсом, технология обработки которого близка к фарфору, но всё же отличается, сысертские мастера великолепно справились с задачей. Изготовление мастер-моделей для 300 элементов иконостаса впервые велось с применением компьютерной 3D-графики. Впоследствии предприятием был выполнен аналогичный проект для Храма-на-крови в Екатеринбурге, построенного на месте гибели Николая II и его семьи. Сегодня иконостасы входят в перечень продукции, выпускаемой Сысертским фарфоровым заводом. С 2006 года 50% акций предприятия принадлежат Екатеринбургской епархии.