Об окружающем нас мире.

25 января 2023

В погоне за улитками: Бон (Отель Дьё) - Мерсо

Сегодняшний день мы начинаем с Бона (Beaune).
Главная жемчужина города Бона и всей Бургундии это - знаменитая больница Отель-Дьё, основанная Николя Ролен с супругой Гигоной де Сален, в художественном музее которого я была в Отёне. Только заходишь на территорию внутреннего дворика и сразу впадаешь в неописуемый восторг.




В конце Столетней Войны Бон страдал от голода и болезней. Три четверти граждан города остались без средств к существованию. Заботясь о спасении жителей, канцлер герцога и его жена Гигона де Салинс основали больницу для бедных. За образец были взяты больницы во Фландрии, которые канцлер видел, находясь там в служебной поездке.



Были приглашены местные, самые лучшие каменщики и плотники,

которые создали шедевр средневековой бургундской архитектуры с яркими черепичными крышами.



Николя Ролен и Гигоной де Сален обеспечили больницу годовой пенсией (от соляных заводов семьи Салина и от дохода с виноградников канцлера Ролена), и заказали великолепную обстановку больницы у лучших мастеров. Большой Оружейный Зал, открытый в конце 1451 года, сохранил свои первоначальные размеры.



По обе стороны этой больничной палаты было по 15 коек.



Рядом - столы и скамейки для трапезы, которую подавали больным на оловянной посуде, а не в деревянных мисках, как тогда было принято.

Этот зал предназначался для бедных и лечение было бесплатным. Каждая кровать была рассчитана на двоих больных.



В центре кровати свисала веревка, помогавшая больным подняться.

В конце зала - часовня и алтарь XV века. Больные могли слушать религиозные службы, не вставая с постели.



С XV по XX века, сестры-монашки в больнице Отель-Дьё заботились о многих поколениях больных.



Больница заслужила отличную репутацию не только среди бедноты, но и среди знати и буржуазии.



Для тех, кто мог сам оплатить услуги больницы, была палата с камином (зал Хуга). 



Пожертвования богачей позволили украсить больницу, создав новое отделение и закупив произведения искусства.
Для умирающих была отдельная палата на тринадцать коек (зал Св. Николаса).



Первоначально она была небольших размеров, но ее расширили и в ней размещали больных обоего пола, что глубоко потрясло Людовика XIV во время его визита в 1658 году. Чтобы исправить эту ситуацию, король установил для  Отеля Дьё ренту, чтобы можно было разделить мужчин и женщин.
Сейчас в зале выставлены предметы, связанные с развитием медицинских инструментов. 



В центре инструмент для трепанации черепа.



Инвалидные кресла.



Слева на фотке внизу аппарат для анастезии. Использовалась с 1907 до 1939 гг.. Справа - шина конца XIX – начала XX веков для фиксации перелома костей ног. Использовалась с 1907 до 1939 гг (слева).



Колодец в центре внутреннего двора больницы - превосходный образец элегантности французской готики.



Большая часть воды из которого шла на больничную кухню, где в день готовили 120 порций еды.



На главном столе - два крана для горячей воды в форме «лебединой шеи».



Огромный камин (за спиной монашки), где можно было приготовить целую коровью тушу, был оснащен специальной системой, облегчающей вращение вертела и подъема чанов.



Больница просуществовала в первозданном качестве до 1971 года. (Фотка начала XX века из архивов музея)



А кухня работала для обслуживания пациентов и работников, а затем дома престарелых, вплоть до 1985 года. Дом престарелых размещался в двух домах больницы вплоть до 2014 года.
При больнице действовала собственная аптека.



Во времена постройки больницы для лечения использовался широкий спектр ингредиентов из области минералов, животных и растений.

Много посуды изготавливалось из непористого фарфора - лучшего материала для хранения лекарств.



Надпись «ТериАк» на горшке в центре фотки  - это мнимое универсальное противоядие, должное излечивать все без исключения отравления, в том числе самоотравления организма, резвившиеся в результате внутренних болезней. Позднее териаку было также приписано свойство всесильного профилактического средства, дающего своему владельцу долгую здоровую жизнь. И ведь верили и применяли. Здесь очень интересная статья о териаке.
В комнате Святого Луи в больших сундуках сестры хранили одежду, простыни и одеяла для больных.



А это самый красивый сундук XV века в стиле пламенеющей готики.



В этой же комнате находится алтарь с изображением Страшного суда, который первоначально висел в зале для бедных. Он был создан по заказу канцлера Ролина и открывался только в праздничные и выходные дни. Алтарь был чудом спасен во времена Революции, т.к. был спрятан на чердаке.



Немаловажную роль в исцелении больных всегда играли вИна. Они служили и лекарством и средством финансирования. Одна из частей больницы посвящена виноделию и винному аукциону «Больница Бона», который проводится ежегодно, в третье воскресенье ноября. На этом аукционе продается годовая продукция винодельни «Хоспис де Бон». Доходы от аукционной продажи, как и от билетов в музей, способствуют поддержанию зданий.

А эти луковицы - емкости для дегустации вин. Обычно они изготовлялись из серебра или посеребренного металла.



Вертикальные бороздки в форме слез обычно украшали луковицы для дегустации белых вин, а сферические зеркала предназначались для красных вин.



В музее можно взять прекрасный аудиогид на русском языке.
Больница еще знаменита тем, что в 1966 здесь снимался известный фильм «Большая прогулка» с Луи дю Фюнесом и Бурвиллем. Узнаете? Кадр из фильма был сделан на стене летнего кафе в соседнем городке Мерсо, куда мы поехали позже. 


Даже, если бы в Боне из достопримечательностей был бы только музей-больница «Отель Дьё», то в этот город обязательно стоило бы приехать. Но городок и сам по себе очень приятный.