Сегодняшний день мы начинаем с Бона (Beaune).
Главная жемчужина города Бона и всей Бургундии это - знаменитая больница Отель-Дьё, основанная Николя Ролен с супругой Гигоной де Сален, в художественном музее которого я была в Отёне. Только заходишь на территорию внутреннего дворика и сразу впадаешь в неописуемый восторг.
В конце Столетней Войны Бон страдал от голода и болезней. Три четверти граждан города остались без средств к существованию. Заботясь о спасении жителей, канцлер герцога и его жена Гигона де Салинс основали больницу для бедных. За образец были взяты больницы во Фландрии, которые канцлер видел, находясь там в служебной поездке.
Были приглашены местные, самые лучшие каменщики и плотники,
которые создали шедевр средневековой бургундской архитектуры с яркими черепичными крышами.
Николя Ролен и Гигоной де Сален обеспечили больницу годовой пенсией (от соляных заводов семьи Салина и от дохода с виноградников канцлера Ролена), и заказали великолепную обстановку больницы у лучших мастеров. Большой Оружейный Зал, открытый в конце 1451 года, сохранил свои первоначальные размеры.
По обе стороны этой больничной палаты было по 15 коек.
Рядом - столы и скамейки для трапезы, которую подавали больным на оловянной посуде, а не в деревянных мисках, как тогда было принято.
Этот зал предназначался для бедных и лечение было бесплатным. Каждая кровать была рассчитана на двоих больных.
В центре кровати свисала веревка, помогавшая больным подняться.
В конце зала - часовня и алтарь XV века. Больные могли слушать религиозные службы, не вставая с постели.
С XV по XX века, сестры-монашки в больнице Отель-Дьё заботились о многих поколениях больных.
Больница заслужила отличную репутацию не только среди бедноты, но и среди знати и буржуазии.
Для тех, кто мог сам оплатить услуги больницы, была палата с камином (зал Хуга).
Пожертвования богачей позволили украсить больницу, создав новое отделение и закупив произведения искусства.
Для умирающих была отдельная палата на тринадцать коек (зал Св. Николаса).
Первоначально она была небольших размеров, но ее расширили и в ней размещали больных обоего пола, что глубоко потрясло Людовика XIV во время его визита в 1658 году. Чтобы исправить эту ситуацию, король установил для Отеля Дьё ренту, чтобы можно было разделить мужчин и женщин.
Сейчас в зале выставлены предметы, связанные с развитием медицинских инструментов.
В центре инструмент для трепанации черепа.
Инвалидные кресла.
Слева на фотке внизу аппарат для анастезии. Использовалась с 1907 до 1939 гг.. Справа - шина конца XIX – начала XX веков для фиксации перелома костей ног. Использовалась с 1907 до 1939 гг (слева).
Колодец в центре внутреннего двора больницы - превосходный образец элегантности французской готики.
Большая часть воды из которого шла на больничную кухню, где в день готовили 120 порций еды.
На главном столе - два крана для горячей воды в форме «лебединой шеи».
Огромный камин (за спиной монашки), где можно было приготовить целую коровью тушу, был оснащен специальной системой, облегчающей вращение вертела и подъема чанов.
Больница просуществовала в первозданном качестве до 1971 года. (Фотка начала XX века из архивов музея)
А кухня работала для обслуживания пациентов и работников, а затем дома престарелых, вплоть до 1985 года. Дом престарелых размещался в двух домах больницы вплоть до 2014 года.
При больнице действовала собственная аптека.
Во времена постройки больницы для лечения использовался широкий спектр ингредиентов из области минералов, животных и растений.
Много посуды изготавливалось из непористого фарфора - лучшего материала для хранения лекарств.
Надпись «ТериАк» на горшке в центре фотки - это мнимое универсальное противоядие, должное излечивать все без исключения отравления, в том числе самоотравления организма, резвившиеся в результате внутренних болезней. Позднее териаку было также приписано свойство всесильного профилактического средства, дающего своему владельцу долгую здоровую жизнь. И ведь верили и применяли. Здесь очень интересная статья о териаке.
В комнате Святого Луи в больших сундуках сестры хранили одежду, простыни и одеяла для больных.
А это самый красивый сундук XV века в стиле пламенеющей готики.
В этой же комнате находится алтарь с изображением Страшного суда, который первоначально висел в зале для бедных. Он был создан по заказу канцлера Ролина и открывался только в праздничные и выходные дни. Алтарь был чудом спасен во времена Революции, т.к. был спрятан на чердаке.
Немаловажную роль в исцелении больных всегда играли вИна. Они служили и лекарством и средством финансирования. Одна из частей больницы посвящена виноделию и винному аукциону «Больница Бона», который проводится ежегодно, в третье воскресенье ноября. На этом аукционе продается годовая продукция винодельни «Хоспис де Бон». Доходы от аукционной продажи, как и от билетов в музей, способствуют поддержанию зданий.
А эти луковицы - емкости для дегустации вин. Обычно они изготовлялись из серебра или посеребренного металла.
Вертикальные бороздки в форме слез обычно украшали луковицы для дегустации белых вин, а сферические зеркала предназначались для красных вин.
В музее можно взять прекрасный аудиогид на русском языке.
Больница еще знаменита тем, что в 1966 здесь снимался известный фильм «Большая прогулка» с Луи дю Фюнесом и Бурвиллем. Узнаете? Кадр из фильма был сделан на стене летнего кафе в соседнем городке Мерсо, куда мы поехали позже.
Даже, если бы в Боне из достопримечательностей был бы только музей-больница «Отель Дьё», то в этот город обязательно стоило бы приехать. Но городок и сам по себе очень приятный.
Главная жемчужина города Бона и всей Бургундии это - знаменитая больница Отель-Дьё, основанная Николя Ролен с супругой Гигоной де Сален, в художественном музее которого я была в Отёне. Только заходишь на территорию внутреннего дворика и сразу впадаешь в неописуемый восторг.
В конце Столетней Войны Бон страдал от голода и болезней. Три четверти граждан города остались без средств к существованию. Заботясь о спасении жителей, канцлер герцога и его жена Гигона де Салинс основали больницу для бедных. За образец были взяты больницы во Фландрии, которые канцлер видел, находясь там в служебной поездке.
Были приглашены местные, самые лучшие каменщики и плотники,
которые создали шедевр средневековой бургундской архитектуры с яркими черепичными крышами.
Николя Ролен и Гигоной де Сален обеспечили больницу годовой пенсией (от соляных заводов семьи Салина и от дохода с виноградников канцлера Ролена), и заказали великолепную обстановку больницы у лучших мастеров. Большой Оружейный Зал, открытый в конце 1451 года, сохранил свои первоначальные размеры.
По обе стороны этой больничной палаты было по 15 коек.
Рядом - столы и скамейки для трапезы, которую подавали больным на оловянной посуде, а не в деревянных мисках, как тогда было принято.
Этот зал предназначался для бедных и лечение было бесплатным. Каждая кровать была рассчитана на двоих больных.
В центре кровати свисала веревка, помогавшая больным подняться.
В конце зала - часовня и алтарь XV века. Больные могли слушать религиозные службы, не вставая с постели.
С XV по XX века, сестры-монашки в больнице Отель-Дьё заботились о многих поколениях больных.
Больница заслужила отличную репутацию не только среди бедноты, но и среди знати и буржуазии.
Для тех, кто мог сам оплатить услуги больницы, была палата с камином (зал Хуга).
Пожертвования богачей позволили украсить больницу, создав новое отделение и закупив произведения искусства.
Для умирающих была отдельная палата на тринадцать коек (зал Св. Николаса).
Первоначально она была небольших размеров, но ее расширили и в ней размещали больных обоего пола, что глубоко потрясло Людовика XIV во время его визита в 1658 году. Чтобы исправить эту ситуацию, король установил для Отеля Дьё ренту, чтобы можно было разделить мужчин и женщин.
Сейчас в зале выставлены предметы, связанные с развитием медицинских инструментов.
В центре инструмент для трепанации черепа.
Инвалидные кресла.
Слева на фотке внизу аппарат для анастезии. Использовалась с 1907 до 1939 гг.. Справа - шина конца XIX – начала XX веков для фиксации перелома костей ног. Использовалась с 1907 до 1939 гг (слева).
Колодец в центре внутреннего двора больницы - превосходный образец элегантности французской готики.
Большая часть воды из которого шла на больничную кухню, где в день готовили 120 порций еды.
На главном столе - два крана для горячей воды в форме «лебединой шеи».
Огромный камин (за спиной монашки), где можно было приготовить целую коровью тушу, был оснащен специальной системой, облегчающей вращение вертела и подъема чанов.
Больница просуществовала в первозданном качестве до 1971 года. (Фотка начала XX века из архивов музея)
А кухня работала для обслуживания пациентов и работников, а затем дома престарелых, вплоть до 1985 года. Дом престарелых размещался в двух домах больницы вплоть до 2014 года.
При больнице действовала собственная аптека.
Во времена постройки больницы для лечения использовался широкий спектр ингредиентов из области минералов, животных и растений.
Много посуды изготавливалось из непористого фарфора - лучшего материала для хранения лекарств.
Надпись «ТериАк» на горшке в центре фотки - это мнимое универсальное противоядие, должное излечивать все без исключения отравления, в том числе самоотравления организма, резвившиеся в результате внутренних болезней. Позднее териаку было также приписано свойство всесильного профилактического средства, дающего своему владельцу долгую здоровую жизнь. И ведь верили и применяли. Здесь очень интересная статья о териаке.
В комнате Святого Луи в больших сундуках сестры хранили одежду, простыни и одеяла для больных.
А это самый красивый сундук XV века в стиле пламенеющей готики.
В этой же комнате находится алтарь с изображением Страшного суда, который первоначально висел в зале для бедных. Он был создан по заказу канцлера Ролина и открывался только в праздничные и выходные дни. Алтарь был чудом спасен во времена Революции, т.к. был спрятан на чердаке.
Немаловажную роль в исцелении больных всегда играли вИна. Они служили и лекарством и средством финансирования. Одна из частей больницы посвящена виноделию и винному аукциону «Больница Бона», который проводится ежегодно, в третье воскресенье ноября. На этом аукционе продается годовая продукция винодельни «Хоспис де Бон». Доходы от аукционной продажи, как и от билетов в музей, способствуют поддержанию зданий.
А эти луковицы - емкости для дегустации вин. Обычно они изготовлялись из серебра или посеребренного металла.
Вертикальные бороздки в форме слез обычно украшали луковицы для дегустации белых вин, а сферические зеркала предназначались для красных вин.
В музее можно взять прекрасный аудиогид на русском языке.
Больница еще знаменита тем, что в 1966 здесь снимался известный фильм «Большая прогулка» с Луи дю Фюнесом и Бурвиллем. Узнаете? Кадр из фильма был сделан на стене летнего кафе в соседнем городке Мерсо, куда мы поехали позже.
Даже, если бы в Боне из достопримечательностей был бы только музей-больница «Отель Дьё», то в этот город обязательно стоило бы приехать. Но городок и сам по себе очень приятный.