Имя Рене Лалика известно всем, но мало кому известно имя его современника Анри Вевера (1854-1942), ювелира, жившего в Париже в это же время и создававшего замечательные украшения в стиле Ар-нуво. Его отец, Эрнест Вевер, покинул свой родной Мец в 1871 году, чтобы основать ювелирную фирму в Париже. В 1874 году оба его сына — Поль и Анри, стали партнерами в семейном бизнесе. В соответствии с их образованием и талантами Поль стал отвечать за коммерческую сторону бизнеса, а Анри — за творческую. В 1881 году, когда их отец ушел на пенсию, братья взяли на себя управление семейной фирмой. Их сотрудничество было настолько успешным, что они выиграли Гран-при на Всемирной выставке 1889 года в Париже за украшения с изображением цветов и животных в эмали. После этого впечатляющего успеха они стали постоянными участниками международных выставок, в том числе в Москве (1891), Чикаго (1893), Брюсселе (1897). В 1900 году компания получила второй Гран-при на Международной выставке в Париже за свои изысканные украшения в стиле модерн.
Золотая брошь «Амфитрида», украшенная полихромной эмалью и бриллиантами, Анри Вевер, около 1907 г.
Ювелирные изделия в стиле модерн являются лучшим достижением Вевера. В его дизайне использованы типичные мотивы той эпохи: знойные женщины, цветы и фауна, а также мифические существа. Одним из знаменитых примеров является «Сильвия», кулон, изображающий статную женщину с внушительными крыльями бабочки. На рубеже веков дом Vever встал на один уровень с Lalique в создании украшений. В 1907 году Vever представил новую коллекцию украшений из платины, открывшую новые возможности дизайна.
Анри Вевер вышел на пенсию в 1921 году и оставил бизнес в руках своих племянников, Андре и Пьера, которые продолжали управлять фирмой до 1960 года.
Брошь-кулон из золота в виде бабочки, украшенный витражной эмалью, жемчугом и бриллиантами, Анри Вевер, около 1900 г.
Вевер был очень разносторонним человеком, заядлым коллекционером предметов искусства Востока, историком, критиком и писателем. Он писал много (иногда под псевдонимом Мод Эрнстиль). Его главная книга - «Французская бижутерия в XIX веке», трехтомный хронологический отчет, стал справочником, актуальным и в наше время. В нем он описывает развитие ювелирных изделий с 1800 по 1900 годы. Он воссоздает атмосферу выставок и комментирует работы таких конкурентов, как Fouquet, Falize, Froment-Meurice, Chaumet и Boucheron… Это бесценный отчет как об украшениях, так и о его времени, потому что светский человек Вевер наполняет свой текст яркими и часто остроумными анекдотами, которые оживляют для читателя те годы.
Подвеска «Сильвия» (золото, эмаль, бриллианты), Анри Вевер, около 1900 г.
Кулон «La Bretonne» в стиле модерн Анри Вевера (золото, эмаль, бриллианты, аметист, около 1900 г.) был продан за рекордную сумму 270 000 долларов — на аукционе Christie's в 2001 году.
Во второй половине XIX века, благодаря таким художникам, как Поль Гоген и Эмиль Бернар из школы Пон-Авен, и поэтам, таким как Корбьер, Ренан, Бризье, бретонская культура стала важным источником вдохновения. Бретонка была увековечена во многих книгах и картинах, а также в украшениях эпохи модерн. Обычно они изображают женщин в традиционных бретонских воскресных костюмах с характерным белым головным убором. Известны как минимум два других произведения Вевера с изображением бретонки, представленных на парижской выставке 1900 года.
Кулон «Ведьмы» по рисунку Эжена Грассе (золото, стекло, эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.
Будучи превосходным художником, Анри Вевер создавал собственные модели украшений. В то же время фирма сотрудничала и с многими другими парижскими дизайнерами и производителями, включая Рене Лалика, Леопольда Готрайта и Эжена Грассе. На Всемирной выставке в Париже Анри и Поль Вевер представили новую коллекцию украшений, созданную в сотрудничестве с декоратором Эженом Грассе. Эти украшения назывались «украшениями художника». Для Грассе характерно использование темных тонов. Конечный результат — поразительный и оригинальный - с мягкими цветами и простыми формами, с напоминающими «варварское» искусство, с узорами, вдохновленными мифическими существами и цветами. Великолепие дизайна и качество были оценены престижным «Гран-при» выставки - дань художественному богатству и изяществу ювелирного искусства в стиле модерн. Кулон изображает двух ведьм, держащихся за руки и цепляющихся за зеленую эмалевую ленту. Волосы первой женщины из коричневой эмали, а ее платье из оранжевой эмали, инкрустировано кабошонами из оранжевой стеклянной пасты. волосы второй покрыты красной эмалью, а платье из зеленой эмали украшено квадратными зелеными кабошонами из стеклянной пасты, зеленое облако поддерживает эмалевые фигурки.
Брошь-кулон с изображением Артемиды с луком и стрелами в колчане (золото, витражная эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.
Кулон-брошь в виде соцветия глицинии (золото, жемчуг, эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.
Кулон с изображением феи (золото, бриллианты, эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.
Кулон-брошь с растительными мотивами (золото, жемчуг, эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.
Пряжка ремня «Сиракузы» из музея декоративного искусства (золото, эмаль, изумруд), Дом Вевер (рисунок Эжена Грассе), около 1900 г.
Колье «Омфала» (золото, эмаль, яшма, бриллианты), Дом Вевер (рисунок Эжена Грассе).
Брошь «Маргарита» (золото, эмаль, сапфиры, цитрины, топазы), Дом Вевер (рисунок Эжена Грассе), около 1900 г.
Брошь в стиле модерн с опалом и бриллиантами, Дом Вевер (рисунок Эжена Грассе), около 1900 г.
Кулон «Пробуждение» (золото, слоновая кость, бриллианты, жемчуг, эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.
Подвеска в стиле модерн (золото, жемчуг, эмаль), Анри Вевер, около 1895 г.
Брошь в стиле модерн (золото, эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.
Подвеска в стиле модерн (золото, опал, бриллианты, эмаль), Анри Вевер, около 1900г.
Брошь в стиле модерн (золото, слоновая кость, бриллианты, эмаль), Анри Вевер, около 1900г.
Подвеска в стиле модерн с изображением павлина (золото, опал, изумруд, бриллианты, эмаль), Анри Вевер, около 1900г.
Флакон для духов из аметиста, украшенный бриллиантами, Анри Вевер, около 1900г.
Флакон для духов из агата, украшенный жемчугом, Анри Вевер, около 1900г.
Ожерелье с подвеской из золота с эмалью, украшенный изображением Кибеллы, бриллиантами и жемчугом, Анри Вевер, около 1905 г.
Золотая пряжка в стиле модерн с изображением кузнечика и колосьев пшеницы, Анри Вевер, около 1900 г.
Золотая пряжка в стиле модерн, Анри Вевер, около 1900 г.
Золотая подвеска в стиле модерн, украшенная витражной эмалью, жемчугом и бриллиантами, Анри Вевер, около 1907 г.
Золоток кольцо, украшенная витражной эмалью и бриллиантами, Анри Вевер, около 1890 г.
Серебряная позолоченная пряжка с бирюзой с орнаментом из морских водорослей, Анри Вевер, около 1907 г.
Анри Вевер, около 1895 г.