Об окружающем нас мире.

18 августа 2021

Талантливый ювелир Анри Вевер - украшения в стиле модерн

Имя Рене Лалика известно всем, но мало кому известно имя его современника Анри Вевера (1854-1942), ювелира, жившего в Париже в это же время и создававшего замечательные украшения в стиле Ар-нуво. Его отец, Эрнест Вевер, покинул свой родной Мец в 1871 году, чтобы основать ювелирную фирму в Париже. В 1874 году оба его сына — Поль и Анри, стали партнерами в семейном бизнесе. В соответствии с их образованием и талантами Поль стал отвечать за коммерческую сторону бизнеса, а Анри — за творческую. В 1881 году, когда их отец ушел на пенсию, братья взяли на себя управление семейной фирмой. Их сотрудничество было настолько успешным, что они выиграли Гран-при на Всемирной выставке 1889 года в Париже за украшения с изображением цветов и животных в эмали. После этого впечатляющего успеха они стали постоянными участниками международных выставок, в том числе в Москве (1891), Чикаго (1893), Брюсселе (1897). В 1900 году компания получила второй Гран-при на Международной выставке в Париже за свои изысканные украшения в стиле модерн.


Золотая брошь «Амфитрида», украшенная полихромной эмалью и бриллиантами, Анри Вевер, около 1907 г.

Ювелирные изделия в стиле модерн являются лучшим достижением Вевера. В его дизайне использованы типичные мотивы той эпохи: знойные женщины, цветы и фауна, а также мифические существа. Одним из знаменитых примеров является «Сильвия», кулон, изображающий статную женщину с внушительными крыльями бабочки. На рубеже веков дом Vever встал на один уровень с Lalique в создании  украшений. В 1907 году  Vever представил новую коллекцию украшений из платины, открывшую новые возможности дизайна.

Анри Вевер вышел на пенсию в 1921 году и оставил бизнес в руках своих племянников, Андре и Пьера, которые продолжали управлять фирмой до 1960 года.


Брошь-кулон из золота в виде бабочки, украшенный витражной эмалью, жемчугом и бриллиантами, Анри Вевер, около 1900 г.

Вевер был очень разносторонним человеком, заядлым коллекционером предметов искусства Востока, историком, критиком и писателем.  Он писал много (иногда под псевдонимом Мод Эрнстиль). Его главная книга - «Французская бижутерия в XIX веке», трехтомный хронологический отчет, стал справочником, актуальным и в наше время. В нем он описывает развитие ювелирных изделий с 1800 по 1900 годы.  Он воссоздает атмосферу выставок и комментирует работы таких конкурентов, как Fouquet, Falize, Froment-Meurice, Chaumet и Boucheron… Это бесценный отчет как об украшениях, так и о его времени, потому что светский человек Вевер наполняет свой текст яркими и часто остроумными анекдотами, которые оживляют для читателя те годы.

scale_1200

Подвеска «Сильвия» (золото, эмаль, бриллианты), Анри Вевер, около 1900 г.

scale_1200

Кулон «La Bretonne» в стиле модерн Анри Вевера (золото, эмаль, бриллианты, аметист, около 1900 г.) был продан за рекордную сумму 270 000 долларов — на аукционе Christie's в 2001 году.

Во второй половине XIX века, благодаря таким художникам, как Поль Гоген и Эмиль Бернар из школы Пон-Авен, и поэтам, таким как Корбьер, Ренан, Бризье, бретонская культура стала важным источником вдохновения. Бретонка была увековечена во многих книгах и картинах, а также в украшениях эпохи модерн. Обычно они изображают женщин в  традиционных бретонских воскресных костюмах с характерным белым головным убором. Известны как минимум два других произведения Вевера с изображением бретонки, представленных на парижской выставке 1900 года.

scale_1200

Кулон «Ведьмы» по рисунку Эжена Грассе (золото, стекло, эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.

Будучи превосходным художником, Анри Вевер создавал собственные модели украшений. В то же время фирма сотрудничала и с многими другими парижскими дизайнерами и производителями, включая Рене Лалика, Леопольда Готрайта и Эжена Грассе. На Всемирной выставке в Париже  Анри и Поль Вевер представили новую коллекцию украшений, созданную в сотрудничестве с декоратором Эженом Грассе. Эти украшения назывались «украшениями художника».  Для Грассе характерно использование темных тонов. Конечный результат — поразительный и оригинальный - с мягкими цветами и простыми формами, с напоминающими «варварское» искусство, с узорами, вдохновленными мифическими существами и цветами. Великолепие дизайна и качество были оценены престижным «Гран-при» выставки - дань художественному богатству и изяществу ювелирного искусства в стиле модерн. Кулон изображает двух ведьм, держащихся за руки и цепляющихся за зеленую эмалевую ленту. Волосы первой женщины из коричневой эмали, а ее платье из оранжевой эмали, инкрустировано кабошонами из оранжевой стеклянной пасты. волосы второй покрыты красной эмалью, а платье из зеленой эмали украшено квадратными зелеными кабошонами из стеклянной пасты, зеленое облако поддерживает эмалевые фигурки.

scale_1200

Брошь-кулон с изображением Артемиды с луком и стрелами в колчане (золото, витражная эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.

 

scale_1200

Кулон-брошь в виде соцветия глицинии (золото, жемчуг, эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.

scale_1200

Кулон с изображением феи (золото, бриллианты, эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.

scale_1200

Кулон-брошь с растительными мотивами (золото, жемчуг, эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.


 

scale_1200

Пряжка ремня «Сиракузы» из музея декоративного искусства (золото, эмаль, изумруд), Дом Вевер (рисунок Эжена Грассе), около 1900 г.

scale_1200

Колье «Омфала» (золото, эмаль, яшма, бриллианты), Дом Вевер (рисунок Эжена Грассе).

 

scale_1200

Брошь «Маргарита» (золото, эмаль, сапфиры, цитрины, топазы), Дом Вевер (рисунок Эжена Грассе), около 1900 г.

scale_1200

Брошь в стиле модерн с опалом и бриллиантами, Дом Вевер (рисунок Эжена Грассе), около 1900 г.

scale_1200

Кулон «Пробуждение» (золото, слоновая кость, бриллианты, жемчуг, эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.

 

scale_1200

Подвеска в стиле модерн (золото, жемчуг, эмаль), Анри Вевер, около 1895 г.

 

scale_1200

Брошь в стиле модерн (золото, эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.

scale_1200

Подвеска в стиле модерн (золото, опал, бриллианты, эмаль), Анри Вевер, около 1900г.

 

scale_1200

Брошь в стиле модерн (золото, слоновая кость, бриллианты, эмаль), Анри Вевер, около 1900г.

 

scale_1200

Подвеска в стиле модерн с изображением павлина (золото, опал, изумруд, бриллианты, эмаль), Анри Вевер, около 1900г.

 

scale_1200

Флакон для духов из аметиста, украшенный бриллиантами, Анри Вевер, около 1900г.

 

scale_1200

Флакон для духов из агата, украшенный жемчугом, Анри Вевер, около 1900г.

 

Ожерелье с подвеской из золота с эмалью, украшенный изображением Кибеллы,  бриллиантами и жемчугом, Анри Вевер, около 1905 г.

scale_1200

Золотая пряжка в стиле модерн с изображением кузнечика и колосьев пшеницы, Анри Вевер, около 1900 г.

scale_1200

Золотая пряжка в стиле модерн, Анри Вевер, около 1900 г.

scale_1200

Золотая подвеска в стиле модерн, украшенная витражной эмалью, жемчугом и бриллиантами, Анри Вевер, около 1907 г.

scale_1200

Золоток кольцо, украшенная витражной эмалью и бриллиантами, Анри Вевер, около 1890 г.

scale_1200

Серебряная позолоченная пряжка с бирюзой с орнаментом из морских водорослей, Анри Вевер, около 1907 г.

scale_1200

Анри Вевер, около 1895 г.