Об окружающем нас мире.

05 августа 2021

Воронцовский дворец и парк: фото и история самого красивого замка в Крыму (часть 2)

 Окончание. Начало - здесь.

Парадная столовая Воронцовского дворца

Самое величественное помещение дворца. В этом зале прекрасно найдены пропорции: соотношение длины, высоты и ширины. Масса света льется из огромного окна-эркера и  окон-дверей, расположенных по обеим его сторонам.

Внутренняя отделка Парадной столовой, как и Вестибюля  — наиболее яркая ориентация на английские дворцовые интерьеры 16 века. Широко использовано в украшении резное дерево. Отделка потолка, напоминающего средневековые готические своды, более декоративна, чем в Вестибюле и  заканчивается висячими резными замками. Тонкой резьбой украшены перила балкончика для музыкантов, соединяющегося мостиком со служебным корпусом


.

Бильярдная Воронцовского дворца

Принципы отделки этого помещения те же, что в вестибюле и столовой: ориентация на английские дворцовые интерьеры  16 века. Комната предназначалась для игр и развлечений. Бильярдный стол выполнен из красного дерева английской фирмой «Барроу и Уотт» в середине 19 века.    Гарнитур орехового дерева  (диван, стол, стулья) с инкрустацией металлом и резьбой – английской работы середины 19  века.

Во дворцах 18 — первой половины 19 века, как правило, имелись коллекции живописи. Иногда для них устраивались специальные картинные галереи, чаще же картины размещались в парадных залах.

Стены бильярдной  были удобны для размещения живописных полотен, поэтому здесь они представлены в большом количестве. Это произведения западноевропейских художников разных времен и школ.


Библиотека Воронцовского дворца

Библиотечный корпус строился специально для библиотеки Воронцова, которая создавалась на протяжении десятков лет, передавалась из поколения в поколение и насчитывала свыше 25 тысяч книг. Содержание библиотеки широко и многогранно, она носит энциклопедический характер. Кроме книг на русском языке, здесь масса книг на иностранных языках: английском, французском, итальянском и др.

Библиотека характеризует Воронцова как практического деятеля, отчетливо понимающего значение глубоких теоретических знаний для практики. В библиотеке собраны книги по различным отраслям науки и производства (по медицине, овцеводству, пароходству, виноделию, судопроизводству). Мемуары, книги по философии, истории, естествознанию, политике, справочники, каталоги, отчеты, уставы, своды законов, архивы хранятся в этой библиотеке. Она довольно полно отображает состояние не только русской, но и европейской культуры середины 19 века.  Осмотр библиотеки не предусмотрен, это фонды музея.


Зимний сад Воронцовского дворца

Дворец окружен прекрасным парком, который тоже создавался в 1-ой половине 19 века  под руководством талантливого садовника Кебаха. Но, чтобы выдержать характер северного замка-дворца, здесь решили устроить зимний сад.

В зимнем саду росли нежные теплолюбивые растения, которые не переносили даже южной зимы и должны были расти под крышей. В настоящее время здесь  представлены редкие араукарии, высокие с развесистыми ветвями и нежной хвоей, — родина остров Норфольк возле Австралии. Из этих же краев и саговник отогнутолистый. Поднимающийся по стенам фикус-репенс ползучий (родина Япония, Китай) – растение, сохранившееся с 1-ой пол. 19 века.


Беломраморная скульптура  — традиционное  украшение садов и парков. Она прекрасно сочетается с пышной зеленью растений, с зеркальной гладью парковых водоемов и со сверканием фонтанов.

В центре, у фонтана, три копии, исполненные  русскими мастерами 1-ой пол. 19 века. «Аполлон Бельведерский» – копия с Леохара (греческий скульптор 4 в. до н.э.). Отличается тонкой пластикой копия с работы греческого скульптора 3 в. до н.э Дойдалса «Афродита купающаяся». Неизвестного автора – «Урания» – муза астрономии. Здесь же произведение французского скульптора Л. Маркеста «Первые шаги», изображающие мать и начинающего ходить ребенка, и «Девочка» итальянского скульптора 1-ой пол. 19 века Квинтилиана Корбеллини.


Скульптурные портреты вдоль южной стены – работы западноевропейских скульпторов 18-19 веков.

Автором немецкой школы Иоганном Эстеррейхом (1747-1801) правдиво исполнен портрет  императрицы Екатерины II (1729-1796).  Его отличает тонкое мастерство передачи в мраморе ажурных кружев, горностаевого меха, завитых волос и других деталей.

Французский скульптор Дени Фуатье (1793-1863), известен во Франции своими работами в духе  классицизма,   украшающими сад Тюильри и церковь св. Мадлены в Париже. Он  же автор многочисленных скульптурных портретов.  Портреты Воронцовых исполнены им  в Париже в 1821 году.  В портрете Семена Романовича Воронцова (1744-1832) наблюдательный художник сумел передать индивидуальные черты и благородство русского аристократа. Портреты Михаила Семеновича и Елизаветы Ксаверьевны исполнены в классических традициях, лица их значительно идеализированы.

Пожалуй, самым выразительным скульптурным портретом этой небольшой галереи является «Портрет Вильяма Питта-младшего» (1757-1806) – английского премьер-министра конца 18 — начала 19 века работы Иосифа Ноллекенса (1737-1822)  Ноллекенс принадлежит к числу тех английских скульпторов, которые в 18 веке обратились к реалистическому изображению своих современников. В данном произведении автор реалистично и убедительно показал  гордого и надменного английского лорда.

 


Великолепие замка не только в оригинальной архитектуре. Продолжением сооружения является удивительный парк.




Он был заложен в 1824 г. известным немецким садовником К. А. Кебахом. Больше 25 лет Карл Антонович составлял план парка и высаживал растения.


В парке высадили огромное количество деревьев. Преимущественно посажены были растения с необычной кроной или стволом, интересными листьями. Саженцы были привезены из Японии, Юж. Америки, Средиземноморья, за которыми был обеспечен особый уход. До сегодняшнего дня в необычном саду растет больше двухсот уникальных растений.

В парке обустроено 3 пруда: Верхний, Лебяжий и Форельный.  Для пруда Лебяжьего было выписано 20 мешков полудрагоценных камней, которые на дне причудливо играют при ярком солнечном свете.

Лебяжий пруд в Воронцовском дворце

За прудами находятся 4 поляны очень похожие на естественные: Платановая, Солнечная, Контрастная и Каштановая.

Солнечная поляна в Воронцовском дворце

Достопримечательностью парка являются наброшенные хаотично огромные глыбы диабаза серо-зеленого цвета, высота которых соответствует высоте 4-этажного дома. Название этого чуда — Хаос.


Каменный Хаос в Воронцовском дворце

Парковый ансамбль составляют два пейзажных парка. Первый называется Верхний заполнен глыбами диабаза и гранита, имеет пещеры и кратер недействующего вулкана.



Верхний парк

Эту нарочитость суровости смягчают чудные нежные аллеи, который располагаются в другом парке — Нижнем. Воздушные аллеи как бы струятся по склонам.



Нижний парк Воронцовского дворца

Восхищение этими чудесами бесконечно. Талантливый мастер-садовод создал удивительную красоту, которая является настоящей уникальной ”жемчужиной” побережья Крыма.


Музеем бывший Воронцовский дворец стал в 1921 году после освобождения Крыма от белогвардейцев. 20-го февраля этого же года В.И.Ленин, уделявший большое внимание культурному строительству в стране, направил телеграмму председателю крымского ревкома: «Примите решительные меры к охране художественных ценностей, находящихся в ялтинских дворцах и частных зданиях, ныне отводимых под санатории Наркомздрава. Вся ответственность возлагается на Вас».

Выполняя указания, комиссии по охране художественных памятников и других произведений искусства, созданные ревкомом, все наиболее интересные в художественном отношении произведения искусства из национализированных имений отбирали для создания в Крыму первых советских музеев.


Воронцовский дворец был национализирован, оставшееся имущество дополнено коллекциями из других южнобережных дворцов, и в 1921 году здесь был открыт историко-бытовой музей.

В годы Отечественной войны, когда Крым был оккупирован немецкими фашистами, произведения искусства отсюда не удалось эвакуировать, и дворец функционировал как музей.  Директором его был Степан Григорьевич Щеколдин (1904-2002). При отступлении немцы хотели взорвать дворец, было заготовлено большое количество взрывчатого вещества.  Однако, взрыв осуществить не удалось, этому помешали музейные работники. В апреле 1944 года стремительное наступление советских войск освободило Крым.


В феврале 1945 года, в период Крымской конференции, Алупкинский дворец был предоставлен английской делегации во главе с У. Черчиллем. В последующее  десятилетие здесь была Госдача, именуемая в документах «спец.объект №3».

Вновь  дворец был открыт для посетителей в 1956 году. В настоящее время – это архитектурно-художественный музей. Он размещен в центральном и столовом корпусах, где находятся парадные помещения дворца. В помещениях Гостевого корпуса и Шуваловского флигеля экспонируются различные выставки из фондов музея-заповедника, в том числе «Фамильная галерея Воронцовых», где представлены портреты многочисленных представителей этого знаменитого рода.


Одна из главных особенностей Воронцовского дворца – сочетание стилей английской архитектуры 16 века (стиля Тюдор) и восточной, индо-мусульманской 16 века. Причем, сочетание этих стилей выполнено настолько умело, с таким художественным вкусом, что в результате получается новый художественный образ, гармоничный, цельный, исполненный в романтическом стиле.

Воронцовский  Алупкинский дворец — сложное и интересное явление в архитектуре. Построенный из местного материала руками  крепостных камнерезов, он стал неотъемлемой частью южнобережного пейзажа. Сопоставление с другими усадебными комплексами России и Украины, а также Западной Европы первой половины 19 века позволяет с полным основанием считать его выдающимся памятником дворцово-парковой архитектуры.