Про потрясающей красоты орден с розовыми топазами из Алмазного фонда известно очень мало. Точно даже не установлено, кому из Романовых он принадлежал, обычно пишут, что «возможно, Александру I».
При этом академик Александр Ферсман, возглавивший после революции комиссию, разбирающую царские сокровища, датировал это украшение серединой 19-го века, исходя из его стиля и огранки камней. Так что, вероятно, он скорее мог принадлежать Александру II или Александру III, а вообще все наши цари 19-го века (и кое-кто из их братьев) были рыцарями этого ордена.
Знак ордена для ношения на ленте, принадлежавший Николаю II и изготовленный в Санкт-Петербурге
И никто из них при этом знак ордена Золотого руна не носил – по крайней мере я не нашла ни фотографии ни портрета никого из правящих Романовых с этим знаком.
И еще, я думаю, украшение в Фонде – только нижняя часть ордена, почему-то об этом не пишут, но можно сравнить с сохранившимися аналогами.
Правильнее называть это украшение не «орден» а «знак ордена», потому что слово «орден» в данном случае означает закрытое сообщество, членство в котором дарилось монархом, главой ордена.
Австрийский бронзовый позолоченный знак 19 века и наш дипломат Александр Михайлович Горчаков (1798 - 1883), тоже входивший в число рыцарей Ордена.
Орден Золотого руна был основан герцогом Бургундии Филиппом III Добрым в 1430-м году, в честь женитьбы герцога на португальской принцессе. Вероятно, герцог изначально закладывал романтический смысл в символ ордена, то есть ту самую античную историю аргонавтов, однако почти сразу же символику привязали и к христианским ценностям, Агнцу и Деве Марии.
После потери Бургундией независимости Орден Золотого руна разделился на две ветви – испанскую и австрийскую, которые сначала оспаривали свое владение орденом, но затем королевские дома Бурбонов и Габсбургов стали жаловать ордена независимо друг от друга (что происходит и до сих пор).
Еще один знак, принадлежавший Николаю II (который его не носил, разве что на встрече с испанским королем Альфонсом XIII). Черно-белый эмалевый камушек с лучами означает кремень огнива с пламенем, сплетенные латинские "Б" - "кресала" огнива. Это близкий к каноническому вариант знака Ордена Золотого руна.
Интересно, что существует некий канонический образ знака, в котором кулон в виде шкурки барана крепится на золотую цепь с символами «кремня и кресала» (то есть огнива, геральдического символа Бургундии и самого основателя Ордена Филиппа Доброго). «Кресала» при этом выполнены в виде стилизованных латинских «Б» (Бургундия). И есть упрощенный знак, когда на красную ленту вешается кулон, над которым находятся все те же кремень и кресало с девизом.
Но при этом каждый из рыцарей Ордена мог сам изготовить себе знак из любых драгоценных материалов, поэтому многочисленные сохранившиеся знаки настолько разнообразны. Существует множество серебряных и даже бронзовых позолоченных знаков на лентах. И есть невероятно пышные знаки с драгоценными камнями, принадлежавшие правителям или представителям богатой аристократии, и в форме этих знаков лишь отдаленно можно угадать первоначальный канон.
Знаки ордена, принадлежавшие Фридриху Августу III, королю Саксонии и Польши (1750 - 1827) и Марии-Антуанетте (справа)
Например, супруг королевы Виктории, принц Альберт, имея и знак Ордена канонического образца, заказал себе так же парадный знак с любимыми принцем опалами.
Муж королевы Виктории принц Альберт (1819 - 1861) на парадном портрете со знаком Ордена, и еще один принадлежащий ему знак с бриллиантами и опалами
Так вот, знак Ордена из Алмазного фонда имеет только нижний и центральный из трех элементов, и над «бантом» из розовых топазов видно крепежное кольцо, то есть подразумевался еще один элемент знака, «кресало», либо золотая цепь – но они или не сохранились или не были идентифицированы как части знака при разборе наследия царей.
А то, что выглядит как «бант» из пяти розовых камней – это, очевидно, очень уже сильно стилизованный «кремень с пламенем», очень оригинальное и не имеющее сохранившихся аналогов решение для этого знака.
Розовый топаз – это очень ценный и редчайший сорт топаза, настолько редкий, что вряд ли в 19-м веке нашлось бы пять крупных камней сходного качества и цвета для этого ордена.
Но у топаза есть свойство – при нагреве светлые и желтые камни меняют цвет, так получают волшебного оттенка голубые и совершенно неотличимые от лучших природных розовые топазы. Причем эта перемена цвета – стойкая, и камень не мигрирует потом в свой природный неяркий оттенок.
Кристаллы редкого розового топаза из месторождения, открытого в 1960-м году на Урале
Прекрасные топазы в знаке из Алмазного фонда – как раз такие нагретые, изначально коричневато-желтые бразильские топазы, впрочем, очень хорошей чистоты и крупные.
Конечно, невероятно жаль, что о нашем знаке так мало информации, и приходится только догадываться, как и кто носил его, и кто изготовил. Завтра покажу самые красивые знаки Ордена из зарубежных музеев и коллекций, которые были изготовлены ювелирами 18-19 веков для европейских правителей и аристократов.