Некогда процветавший город Кахокия в Соединенных Штатах Америки был заброшен еще задолго до того, как к местным берегам прибыли каравеллы Христофора Колумба. Несмотря на века пагубного воздействия ветра и солнца, здесь сохранились свидетельства существования удивительной, хотя и жестокой культуры, в которой находилось место для жертвоприношений.
Рождение и гибель мистического города Кахокия
Как появился город и почему жители оставили его, словно спасаясь от внезапно обрушившейся на него с неба беды, так и остается неизвестным и в наши дни.
Кахокия — самая крупная группа древних земляных насыпей к северу от Мексики из тех, о которых известно на сегодняшний день в Америке. Это крупнейшая историческая достопримечательность США и археологический памятник миссисипской культуры VI-XIII вв., в 1982 г. внесенный в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающееся достижение древней человеческой цивилизации.
Кахокия представляет собой 109 курганов (обнаруженных к нашему времени), расположенных в плодородной речной долине и построенных (именно «построенных», а не просто насыпанных) руками североамериканских предшественников нынешних индейцев. Уникальность комплекса в том, что это был в полном смысле город, а не простое поселение с вигвамами. К середине XI в. он был крупнейшим во всей Северной Америке.
Мало что известно о жизни таинственного народа, построившего Кахокию. Ученые предполагают, что численность горожан достигала 40 тыс. человек, и по тем временам это было своеобразным рекордом для индейского края. Первым городом в составе США, достигшим аналогичного показателя численности населения, в 1780-х гг. стала Филадельфия. Некоторое представление о культуре и религии Кахокии дает найденная археологами в одном из курганов могила индейского вождя. Тело покоилось на ракушках, выложенных в форме птицы: сокол и человек-птица — непременный атрибут миссисипской культуры. Куда необычнее то, что было найдено рядом с захоронением. Во-первых, большое собрание наконечников стрел со всей Северной Америки, из разных индейских племен, что говорит о масштабах торговых связей жителей Кахокии. Во-вторых, несколько массовых захоронений молодых людей, юношей и девушек, со следами насильственной смерти, что служит свидетельством человеческих жертвоприношений.
Известно, что Кахокия процветала за счет торговли медью и изготовления мотыг — единственного сельскохозяйственного инструмента древних североамериканцев. Первыми европейцами, увидевшими курганы Кахокии, стали французские миссионеры, и случилось это в XVII в. Миссионеры так и не смогли добиться сведений от местных индейцев о том, когда появились курганы: жители этих краев просто ничего не знали о них и считали их природными холмами. Как предполагается, они не были потомками живших здесь индейцев: последние покинули родные края еще в XIV в., еще до открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 г.
Точная причина бегства горожан неизвестна, и здесь наука снова вступает в область предположений. Палеоклиматологи утверждают, что причиной стало исчезновение лесов вследствие наступления засухи. Зоологи не сомневаются в том, что жители Кахокии не знали меры в охоте и уничтожили всех диких обитателей в округе. Эпидемиологи уверены, что во всем виноваты эпидемии заболеваний.
Так как изначальное название города потерялось во времени, французы дали этому месту имя Кахокия, использовав самоназвание жившего здесь племени индейцев, которое в любом случае никак не связано со строителями города. Это племя входило в конфедерацию индейцев-иллинойсов вместе с племенами пеория, каскаския, мичигамея и тамароа. У них не сохранилось ничего от строителей Кахокии: иллинойсы жили кланами и поклонялись резным столбам-тотемам.
Курганы Кахокии находятся на Среднем Западе США, у города Коллинсвилль, в штате Иллинойс, на берегу реки Миссисипи, напротив города Сент-Луис. Это район Центральных равнин, окруженный холмистыми прериями.
Курганы Кахокии, археологические находки
Археологические раскопки в Кахокии ведутся давно, и они позволили довольно точно воссоздать структуру города и даже ансамбль отдельных сооружений.
Курганы Кахокии имеют особую структуру. Важнейшая часть комплекса — церемониальный центр Монахов курган (Монкс-Маунд). Это самое массивное в Северной Америке земляное сооружение доколумбовой эпохи, конкуренцию которому по размерам могут составить только пирамиды ацтеков в Центральной Америке.Курган состоит из четырех ярусов, в наши дни он оснащен бетонной лестницей, сооруженной на месте существовавшей когда-то деревянной. Постройка является, по всей вероятности, основанием более крупного сооружения, скорее всего храма. Предположительно храм высотой в 15 м был видим из любой точки города, а перед ним раскинулась площадь для народных собраний, человеческих жертвоприношений и игры «чанки».
С первого взгляда понятно, что Монахов курган — важнейшая часть всего археологического комплекса к Кахокия. Причем его размеры — это не задумка создателей, а следствие дождливого климата. Изначально Монахов курган был значительно меньше, но частые проливные дожди постоянно размывали его, вызывая оползни, что просто вынудило строителей отступить от плана и построить земляную гору большего размера. Археологические раскопки показали, что курган сооружался в несколько этапов — с 900 по 1200 г.
Сегодня в этих мистических местах звучит только английская речь, разбавляемая ирландским диалектом, речью выходцев из южных штатов США и испанским языком, на котором говорят приезжие из Мексики. Когда-то здесь жили индейские племена, говорившие на десятках языков, но все языки исчезли вместе с их носителями, когда началась массовая депортация индейцев из этих мест в русле политики переселения коренного населения вокруг Кахокии.
Американское правительство сумело договориться с вождями крупных племен, но с теми племенами, что жили в Иллинойсе, все оказалось не так просто. Северные индейцы, населявшие территорию современного штата Иллинойс, всегда были немногочисленны, и в этих краях исторически — со времен Кахокии —сложилось так, что каждое племя стояло за себя. Процесс заключения договоров и депортация проходили очень медленно, группами. Племена шауни, оттава, потаватоми, сауков и фоксов покорно подписали договоры и выехали в резервации на индейской территории западнее реки Миссисипи. Выступить против решился только вождь сауков Черный Ястреб Макатавимешекака (1767-1838 гг.). В 1832 г. он собрал полуторатысяч-ный отряд из разрозненных групп сауков и фоксов, решив вернуться на свои исконные земли в Иллинойсе. Результатом этого восстания стала Война Черного Ястреба. Итог войны был предрешен: не дождавшись поддержки других вождей, отряд Черного Ястреба был разбит, большинство воинов было убито или захвачено в плен.