В ожидании весны так приятно смотреть на фотографии еще живой природы - например, золотой осени, прекраснейшие дни которой мы провели в Тверской области. Самый солнечный день как раз пришелся на усадьбы и дачи Вышневолоцкого и Удомельского районов - и этой красотой грех было бы не поделиться с немногочисленными, но верными читателями моего блога.
Впрочем, усадьбу помещиков Сназиных-Гаслера в Ивановском Вышневолоцкого района, что на берегах озер Волчино и Сестрино мы осмотрели еще летом. Это впечатляющий комплекс построек (довольно многочисленных) 1840-х гг - нач. ХХ вв, самой яркой из которых является неоготический главный дом, выстроенный Гаслером в 1907-1914 гг. Когда-то все постройки усадьбы использовались расположенным рядом санаторием, некоторые используются до сих пор под магазины и прочие нужды. Отдыхающие здесь есть и сейчас, но проживают они, в основном, в палатках на берегу или на соседних базах отдыха. А тем временем незаурядный памятник архитектуры - неогитический главный дом усадьбы - разрушается на глазах.
Ивановское. Главный дом Гаслера (1907-1914 гг).
По пути делаем остановку в Лугинино. Деревянная часовня Казанской Божией Матери (кон. XIX в) недавно отреставрирована.
Лестница в парке Ивановского со львами.
Львы очень колоритные. Деталь главного дома Гаслера.
Еще один фасад главного дома в Ивановском.
фасад пристроенной к дому оранжереи.
Внутри дома полная разруха.
Еще один холл в стиле неоготики.
Оранжерея главного дома.
И еще оранжерея.
А это постройки усадьбы Ивановское 1840-х гг, возведенные еще при Сназиных. Флигель.
Некоторые из них до сих пор используются.
Еще один флигель.
Хозяйственные постройки, флигеля.
Остатки главного дома Сназиных 1840-х гг.
Главный дом Сназиных уже руинирован. А ведь еще в 2005 году он был цел.
Еще один флигель усадьбы.
Мезонин дома управляющего
Усадьба расположена на берегу двух озер. А вот подвесной мостик через протоку между ними мы пропустили.
Первый день нашей осенней поездки в этот озерный край мы начали с посещения дачи "Чайка", в отреставрированном здании которой сейчас действует мемориальный музей ее создателя - известного художника-пейзажиста В.К. Бялыницкого-Бирули. Выстроил он дачу в живописнейшем месте на берегу озера Удомля в 1912 году в стиле модерн. Здесь художник прожил до своей смерти в 1957 г.
С 1918 года на даче "Чайка" были организованы художественные мастерские, где помимо Бялыницкого-Бирули преподавали такие известные художники как Богданов-Бельский, Степанов, Коровин, Архипов и т.д.
Всем известно, что берега Удомли связаны также с именем выдающегося пейзажиста Исаака Левитана, который отдыхал и работал в находившейся неподалеку усадьбе Ушаковых Островно. Оттуда хозяин "Чайки" пересадил в свой сад куст сирени.
В 1990-е здание дачи из-за соседства с Калининской АЭС (хотя радиационный фон здесь, на самом деле, меньше, чем где-нибудь в Москве) оказалось заброшено и какое-то время стояло на грани исчезновения, но, к счастью его удалось спасти. Сейчас здесь филиал Тверской картинной галереи. После экскурсии по дому, можно погулять по небольшому, но очень красивому парку (только осторожно - я чуть не наступила там на гадюку - и это в начале октября!).
На берегу того же озера Удомля прямо на дороге стоит Троицкая церковь (1846 год) - снаружи типичный мало чем примечательный провинциальный классицизм, зато сохранивший остатки оригинального интерьера. Находившаяся рядом деревня после строительства АЭС была расселена и затоплена. Но церковь, стоящая на возвышенном месте, уцелела.
Дача "Чайка" Бялыницкого-Бирули (1912 г) сейчас является мемориальным музеем художника.
Это изящный деревянный модерн.
Вход на дачу.
Детали дома. Осенний парк.
Гостиная на даче "Чайка".
На втором этаже бывшие жилые комнаты. Обстановка, конечно, современная.
Мебель того времени. Хозяева дачи, кстати, были заядлыми охотниками.
Заброшенный павильон в парке.
Парк дачи в этот день выглядел просто потрясающе.
Выходим к озеру Удомля.
Здесь небольшая набережная. А рядом с дачей у видовой точки стоит памятный камень в честь работавших здесь художников.
А вот вид от камня на озеро Удомля, на другом берегу которого видна Калининская АЭС.
Погост Троица. Троицкая церковь (1846 г)
Интерьер Троицкой церкви впечатляет куда больше, чем ее архитектура.
Внутри современный церкви иконостас и росписи.
Иконостас трапезной Троицкого храма.
И его детали.
Иконостас трапезной поближе.
В этот же день мы оказались еще на одной исторической даче - Академической, что под Вышним Волочком. Она тоже связана с выдающимся художником (Ильёй Репиным) и также стоит на берегу красивого озера (Мстино). В 1884 году по инициативе Репина промышленник В.Кокорев построил дачу для летних практик студентов Академии художеств. Среди преподавателей практик были Репин и Куинджи, а среди студентов - И. Грабарь, И. Бродский, К. Богаевский и т.д. В советское время здесь также действовал дом творчества Союза художников. Функционирует он и сейчас.
Мы же гуляли по красивейшему парку, спускались к берегу озера. Удалось осмотреть как снаружи, так и изнутри знаменитый деревянный восьмигранный павильон 1884 года постройки, так и первое деревянное здание дачи, где сейчас действует небольшой музей.
Совсем рядом с Академической дачей в селе Малый Городок прямо у дороги стоит деревянная часовня Николая Чудотворца (1898-1901 гг), украшенная изящной галереей на брусовых столбах.
Академическая дача Союза художников под Вышним Волочком. Деревянный павильон выстроен в 1884 году для приема высокопоставленных особ.
Павильон восьмигранный с выносными крыльями.
Рядом памятник художнику И.Репину советского времени.
Деревянный декор павильона выполнен с большой фантазией.
Красиво в русском стиле декорированы окна
...и двери.
Интерьер павильона с витражными стеклами.
...и деревянной резьбой.
Потолок павильона.
При входе в павильон панно советского времени, изображающее работавших здесь членов союза художников.
А это дом 1884 года, где проживали студенты и преподаватели живописных практик.
Дом с другого фасада.
Внутри дома сейчас небольшой музей, куда мы попали вслед за какой-то группой.
В экспозиции много картин.
Одна из комнат второго этажа дома.
Предметы интерьера.
Устье реки Мсты и озеро Мстино.
Красота необыкновенная.
Памятный знак в честь 315-летия создания Вышневолоцкой водной системы.
А вот здание санатория Союза художников советского времени.
Архитектура его претенциозна, но, честно говоря, не впечатляет.
Какой-то старый дом при входе на дачу. Возможно, здесь тоже жили и работали слушатели практик.
Детали дома. Осенние аллеи - просто огонь какой-то. Из этого места реально не хотелось уезжать.
Село Малый Городок. Традиционная сельская усадьба.
Красивые ворота усадьбы.
Часовня Николая Чудотворца (1898-1901 гг) с красивой брусчатой галереей.
Пейзажи в окрестностях Малого Городка и озера Мстино.
Малый Городок. Пейзаж в устье реки Мсты, где она вытекает из озера Мстино.
В самом Вышнем Волочке у нас также остались незаконченные дела. Одно из них удалось закрыть этой осенью: мы договорились о посещении особняка (дачи) Рябушинского, который сейчас восстанавливают волонтеры - почти героические люди, предотвратившие незаконный снос дома в 2018 году. Они же проводят экскурсии по дому, что дает возможность увидеть сохранившиеся здесь интерьеры начала ХХ в: старые печи, майоликовые камины, лепные потолки, оригинальные резные столярные элементы и даже выложенную метлахской плиткой ванную комнату с неплохо сохранившейся сантехникой 100-летней давности!
Особняк Рябушинского построен в 1880-х гг.
Входим в дом и сразу видим оригинальные двери.
Кое-где остались витражные каркасы.
Камин, декорированный майоликой.
Камин - общий вид. Ванная комната.
Ванна выложена метлахской плиткой. Даже странно, что ее не содрали в советское время, когда здесь были коммуналки.
Плитка поближе.
а это краны - горячая и холодная вода и душ.
Один из залов особняка с прекрасным дубовым декором.
Карнизы из дуба.
И здесь стиль модерн.
Входная дверь в дубовый зал.
Потолки с лепниной.
И лепные украшения в стиле модерн.
И еще один - в этот раз с майоликовой картиной.
И это тоже модерн.
Чердак дачи, где хранятся инструменты и всякий хлам. Старые иконы и киоты.
Один из шлюзов на Новотверецком канале.
Шлюз в приближении.
Впрочем, усадьбу помещиков Сназиных-Гаслера в Ивановском Вышневолоцкого района, что на берегах озер Волчино и Сестрино мы осмотрели еще летом. Это впечатляющий комплекс построек (довольно многочисленных) 1840-х гг - нач. ХХ вв, самой яркой из которых является неоготический главный дом, выстроенный Гаслером в 1907-1914 гг. Когда-то все постройки усадьбы использовались расположенным рядом санаторием, некоторые используются до сих пор под магазины и прочие нужды. Отдыхающие здесь есть и сейчас, но проживают они, в основном, в палатках на берегу или на соседних базах отдыха. А тем временем незаурядный памятник архитектуры - неогитический главный дом усадьбы - разрушается на глазах.
Ивановское. Главный дом Гаслера (1907-1914 гг).
По пути делаем остановку в Лугинино. Деревянная часовня Казанской Божией Матери (кон. XIX в) недавно отреставрирована.
Лестница в парке Ивановского со львами.
Львы очень колоритные. Деталь главного дома Гаслера.
Еще один фасад главного дома в Ивановском.
фасад пристроенной к дому оранжереи.
Внутри дома полная разруха.
Еще один холл в стиле неоготики.
Оранжерея главного дома.
И еще оранжерея.
А это постройки усадьбы Ивановское 1840-х гг, возведенные еще при Сназиных. Флигель.
Некоторые из них до сих пор используются.
Еще один флигель.
Хозяйственные постройки, флигеля.
Остатки главного дома Сназиных 1840-х гг.
Главный дом Сназиных уже руинирован. А ведь еще в 2005 году он был цел.
Еще один флигель усадьбы.
Мезонин дома управляющего
Усадьба расположена на берегу двух озер. А вот подвесной мостик через протоку между ними мы пропустили.
Первый день нашей осенней поездки в этот озерный край мы начали с посещения дачи "Чайка", в отреставрированном здании которой сейчас действует мемориальный музей ее создателя - известного художника-пейзажиста В.К. Бялыницкого-Бирули. Выстроил он дачу в живописнейшем месте на берегу озера Удомля в 1912 году в стиле модерн. Здесь художник прожил до своей смерти в 1957 г.
С 1918 года на даче "Чайка" были организованы художественные мастерские, где помимо Бялыницкого-Бирули преподавали такие известные художники как Богданов-Бельский, Степанов, Коровин, Архипов и т.д.
Всем известно, что берега Удомли связаны также с именем выдающегося пейзажиста Исаака Левитана, который отдыхал и работал в находившейся неподалеку усадьбе Ушаковых Островно. Оттуда хозяин "Чайки" пересадил в свой сад куст сирени.
В 1990-е здание дачи из-за соседства с Калининской АЭС (хотя радиационный фон здесь, на самом деле, меньше, чем где-нибудь в Москве) оказалось заброшено и какое-то время стояло на грани исчезновения, но, к счастью его удалось спасти. Сейчас здесь филиал Тверской картинной галереи. После экскурсии по дому, можно погулять по небольшому, но очень красивому парку (только осторожно - я чуть не наступила там на гадюку - и это в начале октября!).
На берегу того же озера Удомля прямо на дороге стоит Троицкая церковь (1846 год) - снаружи типичный мало чем примечательный провинциальный классицизм, зато сохранивший остатки оригинального интерьера. Находившаяся рядом деревня после строительства АЭС была расселена и затоплена. Но церковь, стоящая на возвышенном месте, уцелела.
Дача "Чайка" Бялыницкого-Бирули (1912 г) сейчас является мемориальным музеем художника.
Это изящный деревянный модерн.
Вход на дачу.
Детали дома. Осенний парк.
Гостиная на даче "Чайка".
На втором этаже бывшие жилые комнаты. Обстановка, конечно, современная.
Мебель того времени. Хозяева дачи, кстати, были заядлыми охотниками.
Заброшенный павильон в парке.
Парк дачи в этот день выглядел просто потрясающе.
Выходим к озеру Удомля.
Здесь небольшая набережная. А рядом с дачей у видовой точки стоит памятный камень в честь работавших здесь художников.
А вот вид от камня на озеро Удомля, на другом берегу которого видна Калининская АЭС.
Погост Троица. Троицкая церковь (1846 г)
Интерьер Троицкой церкви впечатляет куда больше, чем ее архитектура.
Внутри современный церкви иконостас и росписи.
Иконостас трапезной Троицкого храма.
И его детали.
Иконостас трапезной поближе.
В этот же день мы оказались еще на одной исторической даче - Академической, что под Вышним Волочком. Она тоже связана с выдающимся художником (Ильёй Репиным) и также стоит на берегу красивого озера (Мстино). В 1884 году по инициативе Репина промышленник В.Кокорев построил дачу для летних практик студентов Академии художеств. Среди преподавателей практик были Репин и Куинджи, а среди студентов - И. Грабарь, И. Бродский, К. Богаевский и т.д. В советское время здесь также действовал дом творчества Союза художников. Функционирует он и сейчас.
Мы же гуляли по красивейшему парку, спускались к берегу озера. Удалось осмотреть как снаружи, так и изнутри знаменитый деревянный восьмигранный павильон 1884 года постройки, так и первое деревянное здание дачи, где сейчас действует небольшой музей.
Совсем рядом с Академической дачей в селе Малый Городок прямо у дороги стоит деревянная часовня Николая Чудотворца (1898-1901 гг), украшенная изящной галереей на брусовых столбах.
Академическая дача Союза художников под Вышним Волочком. Деревянный павильон выстроен в 1884 году для приема высокопоставленных особ.
Павильон восьмигранный с выносными крыльями.
Рядом памятник художнику И.Репину советского времени.
Деревянный декор павильона выполнен с большой фантазией.
Красиво в русском стиле декорированы окна
...и двери.
Интерьер павильона с витражными стеклами.
...и деревянной резьбой.
Потолок павильона.
При входе в павильон панно советского времени, изображающее работавших здесь членов союза художников.
А это дом 1884 года, где проживали студенты и преподаватели живописных практик.
Дом с другого фасада.
Внутри дома сейчас небольшой музей, куда мы попали вслед за какой-то группой.
В экспозиции много картин.
Одна из комнат второго этажа дома.
Предметы интерьера.
Устье реки Мсты и озеро Мстино.
Красота необыкновенная.
Памятный знак в честь 315-летия создания Вышневолоцкой водной системы.
А вот здание санатория Союза художников советского времени.
Архитектура его претенциозна, но, честно говоря, не впечатляет.
Какой-то старый дом при входе на дачу. Возможно, здесь тоже жили и работали слушатели практик.
Детали дома. Осенние аллеи - просто огонь какой-то. Из этого места реально не хотелось уезжать.
Село Малый Городок. Традиционная сельская усадьба.
Красивые ворота усадьбы.
Часовня Николая Чудотворца (1898-1901 гг) с красивой брусчатой галереей.
Пейзажи в окрестностях Малого Городка и озера Мстино.
Малый Городок. Пейзаж в устье реки Мсты, где она вытекает из озера Мстино.
В самом Вышнем Волочке у нас также остались незаконченные дела. Одно из них удалось закрыть этой осенью: мы договорились о посещении особняка (дачи) Рябушинского, который сейчас восстанавливают волонтеры - почти героические люди, предотвратившие незаконный снос дома в 2018 году. Они же проводят экскурсии по дому, что дает возможность увидеть сохранившиеся здесь интерьеры начала ХХ в: старые печи, майоликовые камины, лепные потолки, оригинальные резные столярные элементы и даже выложенную метлахской плиткой ванную комнату с неплохо сохранившейся сантехникой 100-летней давности!
Особняк Рябушинского построен в 1880-х гг.
Входим в дом и сразу видим оригинальные двери.
Кое-где остались витражные каркасы.
Камин, декорированный майоликой.
Камин - общий вид. Ванная комната.
Ванна выложена метлахской плиткой. Даже странно, что ее не содрали в советское время, когда здесь были коммуналки.
Плитка поближе.
а это краны - горячая и холодная вода и душ.
Один из залов особняка с прекрасным дубовым декором.
Карнизы из дуба.
И здесь стиль модерн.
Входная дверь в дубовый зал.
Потолки с лепниной.
И лепные украшения в стиле модерн.
И еще один - в этот раз с майоликовой картиной.
И это тоже модерн.
Чердак дачи, где хранятся инструменты и всякий хлам. Старые иконы и киоты.
Один из шлюзов на Новотверецком канале.
Шлюз в приближении.