Об окружающем нас мире.

04 августа 2021

Воронцовский дворец и парк: фото и история самого красивого замка в Крыму (часть 1)

Крым — это уникальный уголок природы. Мягкий климат всегда способствовал желанию поселиться здесь, или приехать на время. Поэтому здесь часто отдыхали российские цари и вельможи. Сейчас места их проживания, особенно востребованные для проведения экскурсий.Одним из красивейших представителей таких мест является Воронцовский дворец.

Воронцовский дворец в Алупке


Располагается Воронцовский Дворец в Крыму, в городе Алупка. Конкретное местонахождение — подножие знаменитой горы Ай-Петри.С 1956 г. в нем расположен музей. Окружает дворец необыкновенный парк, который является памятником садово-паркового искусства.


Дворец графа Воронцова в Крыму был построен в городе Алупке в 1848 году. Композиция вместе с парком создавалась в течение двадцати лет. В контурах сооружения совместились мрачность шотландской готики, в верхней части сооружения; и легкость, вычурность, экзотичность южного фасада, выходящего к морю, сделанного в мавританском стиле.


Словно высеченная из скалы, северная часть имитирует силуэт вершины Ай-Петри. Вестибюль напоминает средневековый замок узкими окнами и дубовым потолком. В южной части голубая гостиная, зимний сад, светлые и веселые комнаты. Знаменитая лестница с фигурами львов, мраморные фонтаны, скамьи, скульптуры.



Знаменитый Воронцовский Дворец построен из диабаза, добываемого в окрестностях. В 1783 г., во времена, когда п-ов Крым был присоединен к России указом императрицы Екатерины ll, началась история Воронцовского Дворца.

Засушливую почву Тавриды жители засадили необычными деревьями и кустами. В то же время русские дворяне стали получать там земли для постройки имений. Одним из первых получил большой надел Ф. Ревелиоти, а в 1823 г. продал его генерал-губернатору Воронцову. Вскоре граф М. С. Воронцов уезжает в Британию (1827 г.) где он проживал в детские годы. Там и созрели его планы относительно строительства здания.

Франческо Боффо из Италии и Томас Хариссон из Британии, который увлекался неоклассицизмом, стали первыми архитекторами Воронцова. После смерти Хариссона граф останавливает строительство и полностью меняет стиль постройки. Новым архитектором становится Эдуард Блор, любитель английского стиля готика. Дворцовый ансамбль по совместному плану графа и архитектора должен был идеально смотреться на фоне великолепного пейзажа Алупки.


Первым делом долго искали материал для возведения фундамента. В конце концов им оказался диабаз (долерит). Минерал имел серо-зеленый цвет и необыкновенную прочность. Его стали в больших количествах привозить к месту строительства. Вскоре был готов фундамент, который мог выдержать мощные нагрузки.


На строительстве дворца были заняты приблизительно 60 тыс. крепостных, для работы на земле был задействован саперный батальон!

Наконец в 1851 г. дворец был готов. Получилось необыкновенное сооружение, которое совместило два стиля:

В северном фасаде перед нами предстает новый аспект архитектуры, идентичный уже не средневековой крепости, а загородному английскому дворцу  16 века, для которого типичны большие оконные проемы (эркеры), высокие дымовые трубы, которые, помимо своего утилитарного назначения, играют большую декоративную роль. Возвышаясь над дворцом целой стройной колоннадой с навершиями в виде бутонов каких-то фантастических цветов (флеронами), они сообщают особый декоративный эффект всему архитектурно-декоративному облику главного корпуса дворца.


Большой выразительности достигает здесь архитектор ритмическим чередованием гладких плоскостей стен и ризалитов, изящных башенок-пинаклей и массивных зубцов-кремальер.

Рассматривая дворец, мы восхищаемся виртуозным мастерством камнерезов, искусно исполнивших его конструктивные и декоративные детали: каменные блоки, резные фронтоны, купола. Здесь многие архитектурные детали, типичные для Англии 16 века (башни, арки, купола), по своим очертаниям сходны с элементами восточной архитектуры. Это еще одна черта романтического зодчества, когда в формах одного стиля угадывается другой.Заслуживает особого внимания чудесная лестница, Львиная терраса.

Западный фасад дворца очень напоминает средневековый замок-крепость. Здесь зрителя встречают монументальные круглые башни со щелевидными окнами-амбразурами. Высокие суровые стены увенчаны каменными зубцами-кремальерами. Опорой стен служат мощные контрфорсы. Впечатление мрачного средневековья усиливает Шуваловский проезд. Его изломанная линия с рядом замкнутых перспектив, кажется, обещает зрителю где-то за поворотом нечто  таинственное.

 

Вверху — ажурный перекидной мостик, соединяющий служебные корпуса с Парадным столовым корпусом. Этот воздушный мостик действительно очень романтичен. Он, как и вся западная часть дворца, способны перенести нас в атмосферу средневековых романов Вальтера Скотта или других современных ему писателей-романтиков.


Хозяйственный двор, включающий в себя обшир­ные службы и жилые помещения для слуг,  входит в единый  дворцовый комплекс, не нарушая архитектурно-художественной и композиционной целостности ансамбля. Период строительства 1838-1842 годы.

Служебные корпуса расположены с северной стороны участка, параллельно столовому корпусу и Шуваловскому (гостевому) флиге­лю. Образуют отдельный замкнутый двор в виде вытянутого по гори­зонтали неправильного многоугольника.

Замкнутость и изолированность двора,  общий характер архитектуры   хозяйственных корпусов напомнят нам  о средневековых анг­лийских замках с башнями,  узкими окна­ми — бойницами высоких внешних стен.

В основе  декоративного оформления фасадов  — чет­кий ритм геометрически простых дверных и оконных проемов. Здесь применена фактурная обработка стен «рваным» камнем.

Южная часть хозяйственных корпусов   при Воронцовых  была разделена по функциональ­ному назначению на три части: центральную часть  занимали каретные сараи с тремя широкими дверными проемами, правую —  конюшни, в левом крыле находилась кухня с подсобными помещениями и кладовыми.


К концу войны, в феврале 1945 г. в Крыму намечалась встреча представителей СССР, США, Великобритании.Английская делегация вместе с Черчиллем находилась в знаменитом Воронцовском Дворце. В этот момент фашисты решили его взорвать, но операция не увенчалась успехом, очень прочным оказался диабаз..

Интерьер Воронцовского дворца 

Говоря о романтической архитектуре дворца, о его экстерьере, мы отметили, что основным стилистическим мотивом ее является ориентация на английскую архитектуру 16 в. То же самое мы можем отметить, характеризуя интерьеры, т.е. внутренние помещения, в декоративном оформлении которых также сказывается большое влияние дворцовых интерьеров  Англии 16 века.

Парадный кабинет Воронцовского дворца

 Оформление и убранство Парадного кабинета выполнены по всем правилам английского стиля. Здесь присутствуют портреты первого владельца, а также его соратников, участвовавших в Бородинском сражении.

В парадном кабинете —  мебель, в основном, английской работы 1-ой четверти 19 века, выполнена из разных пород дерева. Ее богатая отделка: инкрустация металлом, пышная резьба по дереву, искусная полировка —  усиливают впечатление торжественности  и парадности этого помещения.



Дополняют убранство Парадного кабинета стоящие на шкафу часы из золоченой бронзы  работы французского мастера  Петра-Филиппа Томира (1741-1843). Они декорированы фигурами Минина и Пожарского – повторяют композицию известного памятника на Красной площади работы скульптора И.П. Мартоса.


Ситцевая гостиная Воронцовского дворца

Гостиная получила свое название по отделке стен, обтянутых ситцевой тканью. Ситец, ткань восточного происхождения,  получил широкое распространение в Западной Европе и России в середине 19 века и тогда же стал настолько  модным материалом, что ценился на уровне бархата, шелка, парчи. Его использовали для отделки во дворцах и богатых особняках. Этот ситец — английской работы с изящным декоративным рисунком. Расцветка его удачно гармонирует с облицовкой  камина, выполненного из мрамора розоватых оттенков.

Массивный диван орехового дерева, классических форм, с боковыми книжными шкафчиками, пышно инкрустирован бронзой. В гостиной представлены произведения  русских художников-академистов.


Китайский кабинет Воронцовского дворца

Название «Китайский кабинет» комната получила по циновкам, которыми отделана верхняя часть стен. Циновки вышиты шелком и бисером, характер вышивок свидетельствует об исполнении их русскими мастерицами, по-видимому, крепостными вышивальщицами.В отдельных деталях декора —  признаки самых разнообразных стилей. Орнамент вышивок на китайских циновках и резьба по дереву выполнены  в стиле итальянского Возрождения 16 века, обрамление зеркальных рам и их украшения зеркал носят готический характер. Точеные столбики на стенах, резные гирлянды с кистями внизу – типичны для барокко.



В китайском кабинете особенно наглядно проявилось искусство и талант разнообразных мастеров, работавших на отделке дворца лепщиков, вышивальщиц, мебельщиков и резчиков по мебели. Эти мастера высокого класса отлично исполнили высокие филенчатые панели из светлого дуба, тонкие резные украшения по дереву. Особенным изяществом отличается резьба, украшающая дверцы стенного шкафчика, в орнамент которой вкомпанована  первая буква владелицы этого кабинета «Е» — ЕЛИЗАВЕТА


В период Крымской (Ялтинской) конференции руководителей трех союзных держав (4-11 февраля 1945 г.) дворец в Алупке был предоставлен английской делегации во главе с Черчиллем. Личными апартаментами премьер-министра были Парадный  и Китайский кабинеты, соединенные Ситцевой комнатой.  В Китайском кабинете размещена небольшая экспозиция, посвященная  выдающемуся политическому деятелю 20 века.В отдельной витрине представлены документальные фотографии (копии), сделанные в процессе работы конференции и книги, посвященные У. Черчиллю.


Вестибюль Воронцовского дворца

Служил парадным входом во дворец. Из всех интерьеров он более всего напоминает парадные залы английских дворцов 16 века, в которых в центре здания сооружался зал-холл, откуда вели двери во все другие парадные и жилые помещения. Вестибюль очень похож на английский холл


Голубая гостиная Воронцовского дворца

Очень отличается своей отделкой от всех других комнат. Она светлая и нарядная. После мрачного вестибюля здесь поражает обилие света: большая часть гостиной выходит на южную сторону, свет вливается через огромные окна от потолка до пола и через окно-эркер с северной стороны. Светло-голубые стены и потолок покрыты белым лепным орнаментом в виде гирлянд из цветов и листьев. Создается такое впечатление, что эта растительность проникла сквозь многочисленные окна из парка и сплелась в своеобразную беседку



Голубая гостиная могла служить и театром. Выступы в стене делят ее на две неравные части: меньшая была сценой, большая — зрительным залом. В выступах скрыт деревянный выдвижной занавес. В домашнем театре последний раз в своей жизни выступал великий актер Михаил Семенович Щепкин (1788-1863) – основатель русского реалистического театра.


В 1863 году он приехал на гастроли в Крым. Здоровье его было очень расстроено, но надеялся здесь полечиться. По приглашению Воронцовых Щепкин приехал из Ялты во дворец, чтобы выступить перед их гостями, среди которых надеялся найти протекцию для встречи с царицей, с нею он хотел поговорить о тяжелом положении артистической молодежи того времени. Во время выступления Щепкину стало плохо. Через некоторое время он скончался в Ялте, где и был похоронен, а затем его останки были перевезены в Москву.

В 1896 году во дворце пел Шаляпин, играл Рахманинов. В 80-х годах ставилась сцена «В корчме» из оперы «Борис Годунов» артистами Мамонтовской оперы



Продолжение - здесь