Об окружающем нас мире.

17 ноября 2021

А что, и так можно было?

Это кулинарное открытие должно было стать нашим. Идея сделать все через..., ну то есть задом наперед, а потом сказать, что так даже лучше, близка нам многие века. Но в этот раз не повезло, французы опередили.

5643210_1000.jpg

История эта началась за нарезкой яблок. Стефани Татен и её сестра Каролина готовили обед для постояльцев своей гостиницы в городке Ламотт-Беврон (в 160 километрах к югу от Парижа). Но, видимо, в тот день мысли Стефани были заняты отнюдь не кулинарией: быть может, в них поселился бравый офицер, который остановился в отеле? Впрочем, в каких бы облаках ни витала хозяйка, её рассеянность привела к гениальной ошибке, породившей тарт татен.

5643677_1000.jpg

По легенде, это случилось в 1880-х годах. Стефани готовила обычный яблочный пирог, вот только начинку отправила в форму для запекания, позабыв предварительно выложить туда тесто. Времени на переделку не было, и находчивая повариха положила его поверх фруктов. А по готовности перевернула пирог на тарелку. В печи яблоки, лежавшие на дне, карамелизировались и приобрели особый вкус. Постояльцы отеля, попробовав десерт, все как один потребовали добавки.

О судьбе создательницы татена вспоминает программа «Еда с историей» (ТВЦ), где мы вместе с ведущей Дарьей Герасимовой распробовали этот французский яблочно-карамельный десерт.

История пирога-перевёртыша

Тарт татен и гениальная ошибка его создательницы. Рубрика "Еда с историей" распробовала французский яблочно-карамельный десерт.

nastroenie.tv

– Вряд ли это было первое приготовление такого пирога во Франции. Идея носилась в воздухе. Многие тут же вспоминают известного французского гастронома Мари-Антуана Карема, книга которого "Искусство французской кухни" вышла в 1841 году, за полвека до этого, и в ней тоже есть такой перевёрнутый пирог.

Пьер-Виктор Галлан. Бар у Максима (1890) Пьер-Виктор Галлан. Бар у Максима (1890)

Всемирную популярность пирогу-перевёртышу, впрочем, обеспечили вовсе не сёстры. В начале ХХ века в отеле "Татен" остановился ресторатор Луи Водабль. Попробовав фирменный десерт, он восхитился им и привёз рецепт в Париж, в свой ресторан "Максим". В легендарном заведении собирался весь цвет французского общества, и слава о яблочно-карамельном шедевре пошла сначала по столице Франции. А мировая известность к блюду пришла несколько позже – в 1920-х годах , когда оно было описано в работах французского гастронома и литератора Курноски (Морис Эдмон Сэллан).

Сёстры Татен для своего пирога запасались яблоками старинного французского сорта "рен де ренет". Во-первых, эти плоды способны храниться всю зиму, во-вторых, они имеют плотную и кисловатую мякоть. При запекании такие яблоки не разваливаются и не становятся слишком сладкими. Современные кондитеры советуют любые зимние сорта. Отлично подойдут, к примеру, "антоновка" или "гольден".

Традиционный тарт татен готовят с песочным тестом. Но популярность пирога во всём мире не могла не привести к появлению вариаций. Выяснилось, что тарт выходит не менее вкусным со слоёным тестом и даже с дрожжевым.

Сегодня татен делают даже со свеклой и сыром Сегодня татен делают даже со свеклой и сыром

Рецепт тарта татен: сливочное масло и сахар плавятся на разогретой сковороде до состояния карамели. Нарезанные дольками яблоки укладываются в карамель и готовятся на тихом огне в течение 15-20 минут без помешивания. Начинка укрывается раскатанным в тонкий пласт тестом. Пирог запекается в духовке до появления румяной корочки. Готовый тарт переворачивается на тарелку и подаётся в горячем виде.

В качестве начинки кулинары используют не только яблоки. Отлично сочетаются с тестом и карамелью также груши, айва, ананасы. Любители необычных вкусов не без успеха экспериментируют с томатами, баклажанами и луком.

5643423_original.png

Такие фокусы не одобряют в… Братстве тарта татен (Les Lichonneux de la Tarte Tatin) – существует во Франции и такое. Кружок самых горячих почитателей пирога хранит классический рецепт и порицает любые отступления от него – чтобы золотой стандарт не затерялся в потоке вариаций. Но уж что братство точно не осудит, так это просьбу о добавке. Очень уж вкусно! Такая вот история.