Об окружающем нас мире.

24 декабря 2022

Детская железная дорога в Дархане, Монголия

pXiH58U.jpg

Скотоводческая сверхдержава Монголия была так похожа на Советский Союз, что её по праву называли "шестнадцатой союзной республикой", много сходства с Россией осталось и сейчас.

2. HzVJ1Hv.jpg

В общем, совсем не удивительно было обнаружить здесь такой характерный для советской и постсоветской цивилизации объект, как детская железная дорога.

3. RPkjg6n.jpg

Гораздо больше меня удивило, что она была построена совсем недавно, в 2021 году.

4. 9tRn9Ew.jpg

Но обо всём по порядку.

Дархан - второй по величине город Монголии, и главный индустриальный центр страны, расположенный на самом севере, рядом с российской границей.

5. tLm2mip.jpg

Хотя Дархан уступает столичному Улан-Батору в 15 раз (100 тыс. чел. населения против 1,5 миллиона), всё же это редкий в Монголии настоящий город с большой промзоной, многоэтажными микрорайонами и железнодорожным вокзалом.

6. 0lzEpkc.jpg

В южной, новой части города расположен один из крупнейших в Монголии парков - впрочем, пришедший в некоторый упадок за последние десятилетия.
По этому парку и проложили кольцо детской железной дороги.

7. wfJvTH6.png

Магистральная Трансмонгольская железная дорога проходит совсем рядом, буквально за забором и через дорогу, но никакой технической, логистической или организационной связи между двумя соседними железнодорожными объектами нету.

8. 6cY5gqs.jpg

Дарханская детская железная дорога однопутная, ширина колеи 750 миллиметров.
Длина железнодорожного кольца - 2,1 км.

9. u3OwQnb.jpg

На кольце есть выполненный в виде юрты железнодорожный вокзал и ещё три станции; на них, впрочем, во время моего визита поезд не останавливался.

10. 2g2EwHl.jpg

11. jN4xpKT.jpg

12. Lq1C8VD.jpg

13. mYgv366.jpg

С технической точки зрения и вокзал, и станции - это остановочные пункты: путевое развитие есть только у съезда в депо восточнее вокзала.

14. wtMxNLV.jpg

Вокзальная юрта - это не то чтобы высокая архитектура, но в целом стильно и более чем уместно в Монголии, где в подобных сооружениях (юртах, а не вокзалах) до сих пор живёт значительная часть населения.

15. YcEqDgJ.jpg

Как видно, цена билетов довольно щадящая: один круг обойдётся от 60 (для детей) до 90 (для взрослых) рублей. Арендовать весь поезд будет стоить чуть меньше 4 000 рублей за круг (тоже терпимо, я считаю).
В качестве дополнительной услуги можно арендовать Малый или Большой зал в юртообразном здании вокзала ДЖД - это обойдётся в 1 и 2 тысячи рублей соответственно.
В отличие от большинства детских железных дорог постсоветского пространства, движение на Дарханской ДЖД осуществляется не только по выходным, и не в виде нескольких рейсов в день - оно происходит непрерывно значительную часть дня, кроме понедельника и вторника. Интересно, что дорога функционирует весной, летом, осенью, причём весной и осенью весь день, а летом - только полдня (в России она бы скорее летом работала больше часов).
Обратите внимание, что дизайн на Дарханской детской железной дороге всё же скорее китайский, чем российский.
Я оказался в вагоне Дарханской ДЖД в будний августовский день, и нельзя сказать, что этот объект пользуется пониженным спросом.

16. u8avat0.jpg

Монголия и особенно железнодорожная отрасль этой страны остаются ближе к России, чем большинство зарубежных стран: подвижной состав для Дарханской ДЖД (узкоколейный тепловоз ТУ10 и пассажирские вагоны ВП70) был произведён на Камбарском машиностроительном заводе (Удмуртия).

17. 2YCubMg.jpg

Объяснимо, почему детская железная дорога появилась в Дархане: это индустриальный, довольно густонаселённый город, в жизни которого железная дорога играет довольно большую роль и где не так уж много вариантов досуга, в том числе досуга для детей (если сравнивать с Улан-Батором).

18. A5atwc2.jpg

Удивительнее, почему детские железные дороги не строились в Монголии в социалистическое время, учитывая тесные связи с СССР, полное заимствование у нашей страны всей железнодорожной отрасли, огромное значение, которое имела и имеет железная дорога в Монголии.