Об окружающем нас мире.

26 октября 2023

Тихвин. Шлюз и правый берег Тихвинки.

Пришло время последней части рассказа о поездке в Тихвин. Если в прошлых частях рассказа мы гуляли по левому берегу Тихвинки, где расположена основная часть города, то в этом посте мы переберемся на противоположный берег реки. Сделаем мы это по еще одной местной достопримечательности - шлюзу Тихвинской водной системы.

Тихвинская водная система строилась в 1802-1811 годах. Она соединяла реки Мологу и Сясь и являлась частью пути от Волги до Балтики. Это был самый короткий из существовавших водных маршрутов (его длина составляла 924 км, в то время как по Мариинской системе - 1143 км, а по Вышневолоцкой - 1440 км), правда грузоподъемность судов на нем была ограниченной, поскольку проект реализовали не полностью. Тихвинская система работала до 1956 года (а ее полная ликвидация затянулась и вовсе до 1968 года).
Шлюзы этой системы были заброшены и разрушились, однако тихвинский шлюз в 1980-е годы один шлюз восстановили в качестве музейного экспоната. Правда, в 2005-м году он был вновь разрушен паводком, и тот шлюз что мы видим - это повторная реконструкция 2012-2014 годов.
Судопропускное сооружение:





Ворота:


Расположенная рядом плотина:




От шлюза и с пригорка за ним открываются эффектные виды на монастырь:



Перейдя по шлюзу Тихвинку, мы направляемся к местному кладбищу. На его окраине находятся братские могилы погибших в боях за Тихвин:






Пройдя мимо них мы выходим в основную часть кладбища, где стоит церковь Иова Многострадального:

Храм был построен в 1852-1856 годах архитектором И. Роутом по типовому проекту К. А, Тона.




На северной стороне храма видны многочисленные следы осколков, вероятно оставшиеся после боев за Тихвин в 1941-м году:

Интересный надгробный крест:

А это - могила детей, погибших во время авианалета 14 октября 1941-го года (о нем я уже писал в прошлой части):

Еще один след той войны:

Ворота кладбища:

А рядом с ними небольшой памятник погибшим при эвакуации ленинградцам:

Далее мы выходим к небольшой церкви Всех Святых.

Она была построена в 1771-1776 годах (а в 1886-м году перестроена).

Ее автором предположительно является архитектор В. С. Поливанов.

До революции церковь была полковым храмом Тихвинского гусарского полка.


Рядом с ним находится дом-музей Н. А. Римского-Корсакова. В этом доме композитор родился и провел первые 12 лет своей жизни.


К сожалению, хотя реставрация дома-музея уже завершена, однако интерьеры после реставрации еще не восстановлены, так что пришлось ограничиться осмотром здания снаружи.






Бюст композитора, стоящий рядом с домом:


Проходим мимо дома с остатками классического декора на стенах:


Теперь мы выходим к Введенскому девичьему монастырю, основанному в 1560-м году по указу Ивана Грозного.

В советское время монастырь был закрыт и сильно пострадал. Сейчас постепенно ведется его восстановление, но пока что восстановлены только святые ворота с надвратным храмом святых Екатерины и Августы.

Они были построен в 1834-36 годах по проекту архитектора И. И. Шарлеманя.


Заходим на территорию монастыря:

Трапезная церковь Рождества Богородицы, построенная в 1650-м году:



А вот и главный храм монастыря - собор Введения Богородицы во храм:

Он был построен в 1606-м году, в 1620-м году возобновлен, а в 1882-м году перестроен.


А так храм выглядел до того, как его обезглавили:

Келейные корпуса монастыря: