Бронзовая ваза с изображением гуся в полете, инкрустированная серебром, золотом и патинирующими металлами, высота 26,7 см, мастер Сузуки Чёкичи, конец XIX века.
До 1868 года Япония была феодальной страной, управляемой классом самураев. В период правления императора Мэйдзи в Японии произошли значительные изменения, которые затронули ее социальную структуру, внутреннюю политику, экономику, вооруженные силы и международные отношения. Всего за несколько десятилетий в Японии появилась современная образовательная система, железные дороги, телефон, современное производственное оборудование и армия. Приобщаясь к технологическим достижениям западной цивилизации, Япония в этот период активно экспортировала товары ремесленников, созданные по традиционным технологиям, насчитывавшим многие сотни лет.
Помимо традиций литья из бронзы и чугуна, в Японии существовали особые национальные приемы обработки и декорирования изделий из металла. Технология инкрустации цветными металлами и сплавами развивалась и совершенствовалась в прежние времена для изготовления самурайских доспехов и оружия. Использовались такие металлы, как медь, бронза, латунь, украшенные серебром и золотом, а также их сплавы: шибуичи (сплав меди с одной четвертой частью серебра, применялся для патинирования от серебристых и серых до коричневых оттенков), сякудо (сплав меди с содержанием золота до пяти процентов, который патинировался от голубоватого до коричневого и черного цвета).
Ваза шибуичи с изображением ирисов, инкрустированная золотом, серебром, сякудо и медью, высота 19 см, мастерская Ногава, конец XIX века.
Коро (курильница для благовоний) с четырьмя резными, чеканными и гравированными панелями со сценами на озере Бива, глицинией и цветущей вишней, инкрустированный золотом, серебром, сякудо и шибуичи, подпись Киото дзю Курода дзо и Сэймэй Кидзаму, конец XIX века.
Для украшения изделий из металла японскими мастерами применялась инкрустация с высоким рельефом и ровная инкрустация путем вставки мягкого металла в углубления, вырезанные в корпусе изделия из железа, бронзы или другого медного сплава. Практиковался так называемый нуномезоган (текстильная инкрустация), когда золотой или серебряный лист вдавливался в бороздки линий, выгравированных в основе предмета. В прежние времена такая техника использовалась на железных предметах, таких как стволы фитильных ружей, стремена, пластинчатые доспехи или железные цубы (гарды мечей), которые часто инкрустировали золотом или серебром.
Пара ваз из железа, инкрустированных серебром, с геометрическими узорами, перемежающимися круглыми золотыми нуномезоганами с изображением цветочных узоров и сельских сцен, центральная полоса из меди с изображением сов в ветвях цветущей сакуры инкрустирована серебром и золотом, высота 17 см, мастерская Ногава, конец XIX века.
Наиболее эффектной японской техникой обработки металлических изделий эпохи Мэйдзи считается метод, катакири-бори (наклонная гравировка). В этой технике использовали гравировку так, чтобы получить линии различной глубины, ширины и угла для имитации изображения, нарисованного кистью. Про такие изделия говорят, что это форма «рисования молотком и долотом». Сюжеты дизайна таких изделий часто следуют книгам с образцами дизайна для художников, адаптированных для мастеров по металлу.
Благодаря тесным контактам, которые императорская Япония к концу XIX века наладила с Западом благодаря импорту, экспорту, культурному обмену и международным выставкам, японские изделия из металла приобрели форму, которая соответствовала вкусам западного покупателя, но сохранила национальный характер. Часто образцами для металлических изделий, отправлявшихся на экспорт служили формы сосудов и курильниц для буддийских храмов.
Бронзовый коро (курильница для благовоний) архаичной формы с изображением летучих мышей, парящих среди глициний в лунном свете, инкрустированный золотом, серебром и сякудо, высота 23 см, мастерская Ногава, конец XIX века.
Крышка коро увенчана фигуркой кирина, фантастического существа, единорога, приносящего удачу, благие вести и щедрый урожай. Кирин – главенствует в пятерке божественных животных, он объединяет и гармонизирует силы этих мифических существ: дракона, феникса, тигра и черепахи.
изображением птицы хо-о инкрустирован золотом, серебром, сякудо и шибуичи, реверс с круглой панелью в стиле Комай инкрустирован серебром и золотом в технике нуномезоган, высота 28,6 см, подпись Нихон Сайкё дзюнин Ацуёси дзо, конец XIX века.
Декор фляги вдохновлен древними предметами с китайским влиянием из сокровищницы Сёсоин, Императорском хранилище VIII века в Наре, содержимое которого впервые стало доступным для избранных мастеров в эпоху Мэйдзи.
Бронзовая патинированная ваза с изображением петушка на ветке сливы, инкрустированная золотом и серебром, высота 18,5 см, мастер Хидекуни, мастерская Ногава, конец XIX века.
Для изготовления сложных изделий требовался труд мастеров разных специальностей. Крупные мастерские, выпускавшие художественные изделия из бронзы и других сплавов и металлов, сотрудничали с независимыми мастерами, которые выполняли инкрустации. В таких случаях на изделие наносили марку мастерской и имя мастера. Мастерская Нобору Ногавы из Киото объединяла художников разных специальностей для создания таких совместных работ.
Пара бронзовых ваз с изображением бобовых побегов с цветами и стручками, инкрустированных серебром, золотом и патинирующими металлами, высота 20 см, мастер Како (Сузуки Чёкичи), конец XIX века.
Судзуки Чёкичи (1848-1919), который использовал творческий псевдоним Како, был, пожалуй, одним из самых уважаемых японских художников по бронзе эпохи Мэйдзи. Его работы варьируются от элегантных небольших декоративных изделий, таких как эти вазы, до монументальных произведений вроде курильницы для благовоний из коллекции Музея Виктории и Альберта, приобретенных для музея на парижской выставке 1878 года и не менее эффектной курильницы, поддерживаемой тремя демонами, из коллекции Халили. Судзуки стал одним из директоров государственной экспортной компании «Кирю Кошё Кайся» и в 1896 году получил звание Императорского художника. Его работы экспонировались на выставках в Вене (1873 г.), Филадельфии ( 1876 г.) и Париже (1878 г.).
Шкатулка шибуичи, инкрустированная золотом, с изображением господина в сопровождении мальчика-слуги в бамбуковой роще,10,2 х 7,6 см, мастер Унно Моритоши (1834-1896), конец XIX века.
Ваза с крышкой из патинированной меди и серебра с изображением орла на скале, украшенная стилизованными цветами из перегородчатой эмали, с ручками в виде фениксов и навершием в виде птицы хо-о, мастер Масаюки, высота 23 см, конец XIX века.
Пара бронзовых ваз, инкрустированная патинированной цветной медью золотом и серебром, мастер Сугиура Юкимунэ, высота 18,5 см, конец XIX века.
Бронзовая ваза в виде Бенкея, держащего колокол, инкрустированная золотом и серебром, высота 70 см, мастер Мияо дзо, конец XIX века.
Сайто Мусасибо Бенкей (ок. 1155-89) – историческая личность, персонаж многочисленных мифов и легенд. Сюжет этой вазы иллюстрирует легенду о Бэнкее, который продемонстрировал свою невероятную силу, украв огромный колокол храма Мидера и затащив его на гору.
Бронзовая ваза, инкрустированная серебром, сякудо и шибуичи, с изображением обезьяны, пытающейся сорвать персик, высота 15 см, мастерская Ногава, конец XIX века.
Бронзовая ваза архаичной формы с крышкой, инкрустированная золотом, серебром и сякудо, высота 13 см, мастерская Ногава, конец XIX века.
Пара медных ваз в форме стволов бамбука с черный патиной с изображением бамбуковых побегов, инкрустированная серебром, высота 15 см, мастер Куруми, конец XIX века.
Пара бронзовых ваз с изображением длиннохвостых петушков, инкрустированная золотом и серебром, высота 18 см, мастер Мицуфунэ (Кёсэн), конец XIX века.
Пара бронзовых патинированных ваз, инкрустированных золотом и серебром, высота 15,8 см, мастерская Ногава, конец XIX века.
Бронзовая ваза с изображением насекомых в высоком рельефе, высота 17,5 см, Япония, конец XIX века.
Бронзовая ваза, инкрустированная золотом, серебром и сякудо, с изображением журавлей, высота 11 см, мастер Коицу, мастерская Ногава, конец XIX века.
Бронзовая ваза с коричневой патиной, украшенная накладным скульптурным декором с изображением птиц на ветвях, высота 69,5 см, Япония, конец XIX века.
Бронзовый позолоченный окимоно (скульптурное украшение) в виде фазана и змеи, длина 40 см, мастер Генрюсай Сейя, конец XIX века.
Кованая железная ваза, инкрустированная серебром, украшенная накладным скульптурным декором в виде серебряного дракона, высота 24,4 см, мастера Хирата Сигемицу (1855-1926) и Катсу, конец XIX века.
Бронзовая ваза, инкрустированная серебром, сякудо и шибуичи, с изображением пейзажей и длиннохвостых петушков, высота 15 см, мастерская Ногава, конец XIX века.