Япония подарила миру множество видов рукоделия: темари, оригами, икебана, амигуруми, канзаши и так далее. Фантазия японских мастеров относительно использования различных материалов действительно удивляет: они сумели приспособить под изящные искусства даже старые шелковые лоскуты. О чем мы? Конечно, о японской технике кинусайга!
-История-
Для начала дадим небольшое определение этому виду прикладного творчества.
Кинусайга — это японское рукоделие, суть которого заключается в составлении изображений из лоскутков ткани.
Эта техника напоминает лоскутное шитье или пэчворк, однако «сшивается» ткань без иголки. Здесь мастеру для составления рисунка необходимо будет запастись деревянной доской, куда впоследствии будут «втыкаться» кусочки ткани.
В отличие от многих восточных видов рукоделия, кинусайга была придумана не во времена древних императорских династий, а совсем недавно: в 80-е годы XX века. Японская мастерица Маэно Такаши создала оригинальный способ избавляться от старых кимоно: она просто начала делать из них удивительные картины. Все японцы глубоко уважают природу и придают большое значение повторному использованию вещей, продуктов. Зачем выкидывать старые кимоно, если из них можно создавать шедевры?
Сегодня это увлечение нашло немало последователей, кто-то создает простенькие картины ради приятного времяпрепровождения, а кто-то превращает это творчество в настоящее искусство! Традиционно с помощью кинусайги японцы любили изображать природу, цветущие сады и городские пейзажи — в общем то, что хорошо можно было передать с помощью лоскутной техники. Впоследствии европеизация этого вида творчества привнесла сюжетное разнообразие в японскую технику, рукодельницы перестали бояться изображать портреты и другие сложные для исполнения элементы.
-Процесс-
Для начала создается трафарет будущей картины, своеобразная мозаика, под которую будут подбираться лоскутки. Далее рисунок переносится на деревянную или пенопластовую панель. Пенопласт — материал, который выбирает в качестве основы большинство мастериц, поскольку в нем легко делать прорези. Вот мы и подошли к основному моменту: в деревянной или пенопластовой панели необходимо вырезать линии рисунка, куда впоследствии будут прикладываться лоскутки.
В дереве их необходимо делать глубиной в 2-3 мм, а в пенопласте в 1 см, следовательно, в первом случае лоскуток должен быть больше изображения в мозаике на 1 мм, а во втором — на 1 см.
И, наконец, после всех измерений, можно приступить к работе с лоскутами: накладываем кусок ткани на его место в рисунке и выступающие края затыкаем в прорези. Так, постепенно, и получается картина в технике кинусайга.