Об окружающем нас мире.

23 октября 2021

Финский музейный поезд под паровозом "Укко-Пекка" и окрестности станции Сиуро

Одной октябрьской субботой в город Тампере в Финляндии, где я на данный момент проживаю, приехал паровоз Hr1 номер 1009, более широко известный, как «Укко-Пекка» (Ukko-Pekka, фин. Старик Пекка) со своим музейным поездом.

В Финляндии насчитывается всего, наверное, около пяти музейных поездов. Все они принадлежат различным небольшим компаниям и некоммерческим ассоциациям, существующим в основном на энтузиазме волонтеров. С точки зрения административной все они являются независимыми от Финляндских Государственных железных дорог, VR, ж/д операторами. «Укко-Пекка» принадлежит компании Höyryveturimatkat 1009 Oy (ООО Паровозные поездки-1009) и базируется в депо станции Коувола в одноименном городе на юго-востоке страны. Покатушки они устраивают довольно часто, и «Укко-Пекку» можно встретить на самых разных станциях и в городах. Желающие могут ознакомиться с их сайтом, который существует даже в русскоязычной версии. Правда, страница с расписаниями ближайших поездок — на финском. (На момент публикации этого поста дальнейших поездок у них пока не намечается.)

Паровозы Hr1 в свое время были венцом развития всего финского паровозостроения. Это были самые большие и мощные пассажирские паровозы страны; название означает Henkilöliikenteen raskas — «пассажирский тяжелый». Был у них также близкий родственник Tr1, Tavaraliikenteen raskas — «грузовой тяжелый». Tr1 звали «Ристо» в честь президента Финляндии времен войны, Ристо Рюти. А «Стариком Пеккой» в народе звали другого президента, Пера Эвинда Свинхувуда, срок которого был в 1931–1937 годах (также в 1917-1918 он был первым регентом независимой Финляндии).

Производились Hr1 на заводах Lokomo и Tampella в городе Тампере в 1937–1957 годах. Это были последние паровозы, использовавшиеся в регулярном пассажирском движении в Финляндии — до 1975 года. Всего было построено 22 «Старика Пекки», из которых сохранилось целых 16, но на ходу только этот за номером 1009. Музейный поезд действует с 1993 года.

В этот раз музейный поезд сделал несколько рейсов по участку Оривеси-Тампере-Сиуро. Оривеси — это городок километров сорок от Тампере на восток в сторону города Ювяскюля, а Сиуро — намного мелкий поселок в двадцати километрах от Тампере на запад в сторону Пори. Я сам встретил поезд в Сиуро и проехался на нем до Тампере.

Сиуро (Siuro) — сейчас скорее разъезд на однопутной линии Тампере-Пори, чем станция; третий неэлектрифицированный путь выглядит полузаброшенным. Пассажирские поезда не останавливаются здесь с 1989 года, несмотря на то, что линия на Пори не особо скоростная и остановок на ней сохранилось относительно много.

20211016-DSC_0072.1x.jpg1. Станция Сиуро20211016-DSC_0081.1x.jpg2. Какие-то местные приехали ждать поезд на прикольных старых маленьких тракторах20211016-DSC_0168.1x.jpg3. Оригинальный вокзал заколочен, но на вид в приличном состоянии. Ровесник всей линии, 1895 год20211016-DSC_0009.1x.jpg4. Поезд на Пори на мосту рядом с Сиуро20211016-DSC_0091.1x.jpg5. Музейный поезд, за номером MUS 1942, наконец прибывает

Помимо «Укко-Пекки», поезд состоял из:

  • 4 деревянных пассажирских вагонов, примерно ровесников паровоза. Интерьер вагонов сейчас неоригинальный (в каждом вагоне сделали свой), так что они не слишком интересны. В оригинальной раскраске они были темно-коричневыми
  • 2 цельнометаллических пассажирских вагонов, так называемых «синих вагонов», до 2000-х основной серии вагонов Финляндских железных дорог. Вагоны, списанные VR, купили для музейного поезда в прошлом году
  • 2 вагона сопровождения, 1 почтовый вагон, 2 грузовых вагона
20211016-DSC_0134.1x.jpg6. Поезд пришел тендером вперед. Поворотных кругов в Сиуро и Оривеси нет20211016-DSC_0128.1x.jpg7. Вагон сопровождения20211016-DSC_0132.1x.jpg8.20211016-DSC_0129.1x.jpg9. Деревянные и цельнометаллические пассажирские вагоны20211016-DSC_0121.1x.jpg10. Почтовый вагон, просто для красоты, видимо20211016-DSC_0116.1x.jpg11. Пара грузовых вагонов20211016-DSC_0203.1x.jpg12. Интерьер одного из деревянных вагонов, неоригинальный

Станцию Сиуро конечной выбрали, вероятно, потому, что здесь паровоз можно легко заправить водой — прямо из озера! Благо что тут большое проточное озеро Куловеси начинается прямо от станции. Из него с помощью мотопомпы паровоз благополучно и заправили, на что ушло минут двадцать с лишним. В целом поезд пришел в Сиуро с опозданием в 7 минут, а обратно отправился и вовсе с опозданием в 26 минут.

20211016-DSC_0148.1x.jpg13. Заправка водой с помощью мотопомпы20211016-DSC_0170.1x.jpg14. Заправка водой20211016-DSC_0162.1x.jpg15.20211016-DSC_0164.1x.jpg16.20211016-DSC_0159.1x.jpg17. Этот паровоз произведен в 1948 году, в годы послевоенного дефицита. Если верить официальному сайту, на нем поэтому и номера и таблички алюминиевые, а не обычные латунные

Но наконец-то закончили с заправкой, обернули и перецепили паровоз, и поехали в Тампере с остановками на станции Нокиа и платформе Тесома. В Тампере опоздание увеличилось уже до 46 минут — на станции Тампере-Пассажирский и так вечно тесно и не хватает путей.

А вообще, у этого конкретного поезда по крайней мере последнее время идут какие-то косяки с безопасностью. В июле вообще был вопиющий случай — в Хельсинки умудрился проехать на красный свет, не то чтоб далеко выехал, но впереди там электричка в аэропорт шла. Одного машиниста там вроде бы ответственные органы отстранили от работы и ведут расследование.

20211016-DSC_0191.1x.jpg18.20211016-DSC_0200.1x.jpg19.20211016-DSC_0213.1x.jpg20. По прибытию в Тампере поезд поставили на один путь с Пендолино на Хельсинки20211016-DSC_0222.1x.jpg21. Укко-Пекка в Тампере. Да, переходы у нас на вокзале могли бы и подремонтировать...

Ну и пара слов о самом Сиуро, раз уж мы здесь. Это старый небольшой поселок — население существовало с доисторических времен, а первые мельницы с 15 века. Он находится на пересечении водных путей: протока из Икаалиненского каскада озер, простирающегося на 80 км на север к поселкам Икаалинен и Хямеэнкюрё, здесь через пороги Сиуронкоски впадает в озеро Куловеси, которое является часть главного водного пути юго-запада Финляндии — водной системы Кокемяэнйоки. Серьезного судоходства здесь нет, много порогов и ГЭС. Здесь же проходила старая дорога между городами Тампере и Пори, вдоль которой в 1895 году построили и железную дорогу. Современная автодорога, трасса 11, проходит севернее в обход населенных пунктов.

Административно Сиуро относится к городу Нокиа, о котором я писалне так давно. От Сиуро до центра Нокиа около 10 км. Из Нокиа ходит один-два автобуса в час по будням. По субботам реже, а по воскресеньям и вовсе ничего. Население Сиуро составляет порядка 2.3 тыс. человек.

Сиуро довольно живописен — центральная часть поселка находится на крутом холме между озерами, с узенькими петляющими улочками, довольно плотно застроенными деревянными домиками. Раньше здесь была кое-какая мелкая промышленность (лесопилка, мельница), сейчас особо ничего не осталось.

20211016-DSC_0053.1x.jpg22. Главная дорога Сиуро с уютными домиками20211016-DSC_0057.1x.jpg23. Есть несколько маленьких многоэтажек20211016-DSC_0016.1x.jpg24. Старая электростанция на порогах Сиуронкоски. В здании сейчас столярная мастерская20211016-DSC_0023.1x.jpg25. Плотина Сиуронкоски. Используется только для регулирования каскада озер выше. Есть рыбоход20211016-DSC_0264.1x.jpg26. Мост через Сиуронкоски на старой дороге на Пори, вроде бы примерно ровесник ж/д

Частью Сиуро, однако, фактически также является совершенно непохожий на него Линнавуори (Linnavuori), всего в километре-полутора на север. Название по-фински означает «крепостная гора», «городище»; на крутом холме на берегу озера Йокисъярви здесь когда-то нашли одно из довольно многочисленных финских древних городищ, доисторических поселений. В 1943 году, однако, холм Линнавуори оказался на территории государственного авиамоторного завода, одного из предприятий концерна Valmet. Авиазавод Valmet изначально располагался на окраине Тампере, но в войну производство рассредоточили по региону, чтобы если разбомбили, то не все сразу. Часть помещений на Линнавуори, в частности, вообще сделали подземными. После войны на этом заводе стали производить двигатели для тракторов, но потом вернулись к двигателям, теперь уже реактивным. Завод действует и в наши дни, сейчас относится к оборонному концерту Patria и продолжает производить детали авиационных двигателей, и заниматься их ремонтом и обслуживанием.

Производство тракторных двигателей тоже осталось, но в 1994 году его продали компании Sisu, а сейчас оно принадлежит американской корпорации Agco.

Помимо заводов, которыми полюбоваться сложно, сохранились остатки подъездного пути от станции Сиуро, а к северу от заводов — маленький, но довольно цельный рабочий поселок, c характерной функционалистской застройкой 1940-х, со всеми домами одинакового желтого цвета.