Мозаика (франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства. Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства и реже — для создания станковых картин. Мозаика – один из старейших видов декора, и древний вид изобразительного искусства. Эта техника была распространена уже в эпоху эллинизма и Древнего Рима, а первые экземпляры мозаики датированы примерно 3 в. до н.э. Сам термин «микромозаика» был придуман британским коллекционером декоративного искусства сэром Артуром Гилбертом (1913-2001).
Микромозаика – прекрасный пример ювелирного искусства, основанный на традиционной технике мозаики, уменьшенной в размере.
Микромозаика — это особая форма мозаичного искусства, при которой используют необыкновенно малые тессеры и дроты из смальты, для набора чрезвычайно сложных и детальных изображений. В некоторых случаях их число доходит до 5 000 на квадратный дюйм (2,54 х 2,54 см). Конечный продукт вощили и полировали, и готовое украшение было гораздо более гладким и утонченным на вид, чем обычная мозаика. Казалось, что это плавная картина без видимых интервалов.
К появлению и развитию микромозаики привело то, что после постройки Собора Святого Петра в 1600 г., возник кризис: все картины в интерьере Базилики от Караваджо, Рафаэля, Guercino, Domenichino, Пуссена, Reni и многих других известных живописцев XV - XVII столетий начали разрушаться от сырости. Начался отчаянный поиск долговечного материала, с помощью которого можно было бы воспроизводить картины. Видя, что архитектурная мозаика сохранила свой цвет и первозданную прочность, Папы Римский Грегори XIII, 1572-1585 и Урбано VIII, 1623-1644 решили воспроизвести все картины в интерьере Базилики в мозаике. Однако традиционная смальта была блестящей, и имела лишь немногочисленные оттенки, что не позволяло воссоздать тонкие переходы света и тени, и должен был быть найден такой материал, чья поверхность была не рефлексивна, устойчива к разрушению и имела свойства копирования живописи. Кроме того, чтобы добиться сходства с полотнами, должны были быть созданы тысячи оттенков цвета
После экспериментов, к концу XVII подходящий состав для тессер был найден. Алессио Маттиоли, талантливый владелец стеклоплавильной мастерской, экспериментируя со стеклом Madritinte, а именно цветной стеклянной пастой содержащей высокий процент красителей, что итальянцы называют "Smalti Filati", получил материал — податливое непрозрачное вещество, которое не было ни блестящим, ни хрупким, как прежняя стеклянная мозаика. Он выглядел как непрозрачная глазурь или матовая смальта, он не блестел на свету, и имел очень красивый оттенок, сравнимый с цветом кожи человека, и очень близкий к тому, что встречавшемуся на масляных полотнах собора. Тогда он продолжил эксперименты с целью создания такой палитры, которая позволила бы передать любой из оттенков живописных запрестольных образов. Расплавленная масса затем "прялась" или оттягивалась с помощью пинцетов в нити желательной толщины. Техника "Smalti filati" дала возможность ремесленникам изготавливать кусочки в маленьком масштабе и, в конечном счете, даже производить саму "миниатюрную мозаику".
К 1770 большинство картин уже было успешно воспроизведено в мозаике. Первоначально, на больших картинах, tesserae были квадратной или прямоугольной формы, но в конечном итоге методы были усовершенствованы так, что кусочки были собраны и выглядели почти так, как мазки кисти. Мастера изобрели новый метод - кусочки смальты разных оттенков смешивали вместе, а потом топили на открытом огне, вытягивая с помощью пинцета в filati любой толщины, от менее чем 1 мм (хоть с нить) до 4 мм, длиной 30 - 50 см. Нитям давали остыть, после чего их разрезали на крошечные частички геометрических форм — круги, квадратики, прямоугольники и другие фигуры.
По мере совершенствования этой методики к началу XVIII в. был достигнут такой феноменальный прогресс, что мозаики стали совершенно неотличимы от масляных оригиналов. Это позволило завершить замену живописных полотен мозаиками, которые точно передавали тончайшие цветовые нюансы. И по сей день большинство посетителей собора Святого Петра думают, что смотрят на живопись. Приблизительно в 1775 г., некоторые художники собора Св. Петра начали применять эту технику, и делать вещи, используя исключительно маленькие tesserae. Они и были первыми из того, что сегодня мы называем "микромозаиками". Благодаря этому искусству Мастерская мозаики Ватикана стала всемирно известной.
Найти примеры микромозаики можно в украшениях, начиная с III в. до н. э., хотя пик их популярности — с середины XVIII в., в период под названием Grand Tour Era. Молодые люди из богатых европейских семей путешествовали по Европе, изучая достопримечательности разных культур. Из поездок привозили сувениры с микромозаичным изображением исторических мест или отправляли их родным в качестве открытки с видом. Особенно популярны были итальянские руины. Эта тенденция продолжается по сей день.
Наибольшую популярность микромозаика получила именно в этот период, во многом благодаря Фортунато Пио Кастеллани (1794-1865), который расширил диапазон предметов. Его работы были выполнены в "археологическом стиле", копируя римские и Ранние христианские стенные мозаики. Этому даже подражали живописцы по фарфору, которые рисовали слабые линии просвечивающие через их работу, чтобы сделать изделие похожим на микромозайку. Изделия Кастеллани отличаются тонкостью исполнения и хорошим вкусом. Их сегодня можно купить на аукционах.
Лучшим же подарком из Италии для женщины, живущей в викторианскую эпоху, был браслет, брошь или серьги (а лучше - все вместе), сделанные в «археологическом стиле». Микромозаика - одно из направлений этого стиля.
Вслед за высокой популярностью последовал быстрый упадок вследствие смены тенденций моды, войн и множества других факторов. Секрет производства микромозаичных изделий был утерян везде, кроме Ватикана, который и по сей день хранит его в тайне.