В 1764 году по указу Екатерины II в Пензенской области усилиями помещика Бахметьева был основан Никольский стекольный завод, который должен был делать стеклянную и хрустальную посуду. При заводе было организовано профессиональной учебное учреждение для мастеров-стекольщиков, которых готовили, используя в качестве учебного материала лучшие образцы посуды из стран Европы. Именно здесь в начале XIX века трудился виртуоз стекольного дела крепостной крестьянин Александр Вершинин.
Долгое время стаканы были загадкой. /Фото: m.123ru.net.
Стаканы Александра Вершинина – это одна из самых известных и востребованных русских диковинок во всем остальном мире. Уникальная посуда созданная в первой половине XIX столетия руками человека из народа пользуется огромным спросом на аукционах. Десять лет назад стаканы Вершинина продавались по 20-50 тысяч долларов за штуку. Примечательны изделия тем, что внутри стаканов выполнены художественные композиции, которые по началу кажутся рисунками.
Между стенок стаканов выложены композиции. /Фото: blogspot.com.
На самом деле картины в стекле стаканов не нарисованы, а выложены вручную из натуральных материалов. Вершинин использовал для своих произведений траву, мох, солому, дерево, камни, бумагу, песок, ткань и отдельные нитки. Работал мастер для представителей дворянских семей России. Крепостной делал как стаканы с пейзажами, так и композиции посвященные Отечественной войне 1812 года. Так же мастер делал сервизы с родовыми гербами дворянских фамилий. Изготавливал крепостной посуду и для царской семьи. После того, как Вершинин создал стаканы для 70 знатных семей, ему были пожалованы золотые часы от императора.
Мастер в представлении современного художника. /Фото: a-ll.ru.
На сегодняшний день в музеях по всему миру хранится 14 стаканов с композициями авторства Вершинина. Несколько стаканов за два столетия было разбито, значительная часть утеряна. Некоторое количество уникальный поделок хранится в частных коллекциях. Дороговизна посуды Вершинина объясняется тем, что стаканы с композициями создавались на Никольском стекольном заводе вручную в те времена, когда развитие техники и производства еще не позволяло производить подобные изделия массово. Делать подобную посуду без каких-либо лишних затрат научились только во второй половине XX века.
Стаканы выглядят интересно. /Фото: tretyakovgallerymagazine.ru.
Долгое время устройство стаканов Вершинина оставалось загадкой. Существовало предположение, что это два спаянных стеклянных стакана разных размеров. При этом оставался вопрос о том, как именно русский мастер сваривал два остывших стеклянных изделия. Подобная технология считалась невозможной, так как при повторном нагреве посуда должна просто лопаться. В итоге загадку вершининской посуды разгадали американцы. Оказалось, что стакан – это не монолитная стеклянная конструкция, сваренная из двух разных стаканов. В действительности – это два стеклянных стакана, которые соединены прозрачной фотополимерной мастикой, которая под действием солнечного света ничем не отличается от стекла. Таким образом русский крепостной изобрел УФ-клей на базе метакрилата примерно за век до его появления во всем остальном мире. Правда тогда технология не вышла за пределы Никольского завода.