Революции пожирают не только своих детей, но и накопленные дореволюционными поколениями ценности и ресурсы.
Не ставшие исключениями каждая из французских революций заканчивались изъятием и распродажей «чуждых» новому миру сокровищ прежних хозяев. Поэтому сейчас у Франции осталось так мало старинных королевских украшений, они были распроданы и разобраны много лет назад.
Поэтому оставшиеся представляют большую ценность. И среди них – крупная розово-красная шпинель, у которой есть собственное имя – «Берег Британи».
Этот камень известен с 15-го века и принадлежал изначально бретонским герцогам, но потом через родственные браки попал в сокровищницу Бурбонов.
В 1750-м году Людовик XV, на волне интереса к восточному стилю, велел изготовить из округлого камня резную фигурку в виде дракона. При резке шпинель уменьшилась вдвое, вместо двухсот карат ее новый вес получился чуть больше ста, а предназначался резной камень для центрального звена знака Ордена Золотого руна.
Король Франции Людовик XV и его знак Ордена Золотого руна (рисунок)
Чуть ниже шпинели в этом знаке разместили большой темно-синий алмаз (как предполагается, это был очень знаменитый бриллиант Хоупа в своей первоначально огранке). Я как-то писала об этом камне, вероятно, он был источником вдохновения для создателей фильма «Титаник».
«Испортить» большую и ценную шпинель не было простой прихотью короля. Вырезанная в форме дракона, шпинель составляла центр композиции знака Ордена Золотого руна: дракон изрыгал пламя, выложенное сотней бриллиантов, с подложенной под них красной фольгой.
Каноническими элементами знака Ордена Золотого руна были образы «кремня и кресала», геральдические символы основателя Ордена, герцога Бургундии. В знаке, предназначавшемся для Людовика XV, роль пылающего в языках пламени кремня исполнил синий бриллиант, а резной шпинельный дракон был высекающим огонь «кресалом».
Эскиз знака Ордена и его современная копия
Создание такого роскошного знака, с двумя уникальными драгоценными камнями, было не случайно: Орден Золотого руна был вторым по влиятельности в Европе после папского, принадлежность к Ордену означало облечение его носителя высшей властью и могуществом.
По правилам, знак Ордена нельзя было носить с другими украшениями и наградами (исключение делалось для правящих монархов, но и они порой носили и носят знак без других украшений), поэтому знак ордена старались делать максимально роскошным и дорогим.
После Французской революции сокровища Бурбонов были разграблены, знак Ордена Людовика XV пропал, а через несколько лет на аукционе в Лондоне появился синий бриллиант, очень похожий на треугольный из знака Ордена, но переограненный.
Так стало понятно, что знак Ордена французского короля исчез безвозвратно и был разобран на камни.
Но по счастью резная шпинель тоже нашлась, спустя какое-то время ее увидели в Гамбурге у одного из ювелиров. После переговоров французская казна смогла выкупить ее себе назад, за очень круглую сумму.
После 3-й Французской революции злосчастного «дракончика» снова пытались продать, но не нашли покупателя. Так что шпинель «Берег Бретани» и по сей день украшает собой коллекцию драгоценностей Лувра.