Первый раз в Псков я поехал в мае 2005 года. С Витебского вокзала шёл поезд СПб - Псков - Великие Луки, который пять с лишним часов в умирающем темпе добирался до места.
Винтажный сидячий вагон. От скуки спасало только пиво.
Унылые станции за окном:
Луга.
Серебрянка. Встречный состав.
Плюсса. Руины.
Струги Красные.
Владимирский Лагерь.
ТЭМ18-001. Красивый номер (выпущен в 1992 году, порезан в 2017).
Приехали в 11 вечера. Поезд постоит ещё 20 минут и поедет дальше в Великие Луки, там будет в 7 утра.
На следующий день зарядил дождь, но нам нужно было за город.
Красиво покрашенный вокзал и Икарус-280 гармошка с ещё советским номером 45-22 ПСО (работал с 1988 года по 2006).
Тепловоз ДМ62-1779 (1988 г.в.) привёл поезд Карамышево — Псков.
Это изначально военный тепловоз для работы в составе боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК), вооруженного межконтинентальной баллистической ракетой. При списании с военной службы такие тепловозы передавались в МПС. Интересно, что именно в мае 2005 года официально объявили о снятии БЖРК с боевого дежурства в РВСН.
На поезде Псков - Порхов под тепловозом ТЭП70-0355 (1994 г.в., новый практически) доехали до остановочного пункта 644-й километр.
Поезд уехал, дачники потопали под дождём к своим грядкам.
Мост через речку Кебь.
В ту сторону будет станция Кеб (мягкий знак куда-то потерялся).
Пока я медитировал на путях, сзади подкрались сплотка аж из трёх тепловозов: 2ТЭ116-1251 (1987), 2ТЭ116-1546 (1989) и 2ТЭ116-1547 (1989).
Первый и второй до сих пор работают - один в Абхазии, другой на Урале.
С клубами чёрного дыма и с непередаваемым свистящим звуком медленно в горку взбирается заслуженный 2ТЭ116-318 (1978) с составом цистерн.
В 8 утра на следующий день обратным поездом Великие Луки - Псков - СПб прибываем на Витебский вокзал. Тепловоз ТЭП70-0339 (1994, списан в 2016).
Октябрь 2005:
Шпалы посередь дороги на улице Калинина. Разобранные подъездные пути.
Железнодорожный мост через реку Великую и снова цистерны (эта ветка идёт из Прибалтики).
Запретная зона.
Исторически в нашей суровой стране, богатой тайнами и запретами, железная дорога являлась стратегическим объектом, фотосъёмка которой была запрещена. Поэтому человек с фотоаппаратом у тепловоза на вокзале сразу возбуждал людей при исполнении, а уж человек с фотоаппаратом у тепловоза где-то на товарной станции сразу записывался в шпионы. Только в 2008 году было принято Положение о проведении фотосъемок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", где было зафиксировано отсутствие запрета на любительскую фотосъёмку на этих объектах. При этом фактически запрет действовал ещё до 2011 года.
Станция Псков-II (Псков-Второй?).
Река и мост сзади, впереди станция Псков-Пассажирский и вокзал, куда стоит только что проехавший мост состав. Направо где-то за деревьями находится станция Псков-Товарный, за которой идёт станция Псков-Туристский. И где-то там же международный аэропорт совместного базирования с кучей Ил-76.
2ТЭ116-732 (1982) дождался, пока я пройду весь состав и стартует вдогонку. Тепловоз частной компании ООО "БалтТрансСервис" (сейчас продан литовцам).
Привокзальная площадь - пожилые Икарусы и купленные им на замену чуть менее пожилые Мерседесы (Mercedes-Benz O345G). Все ещё с белыми номерами, которые вскоре заменят на жёлтые.
Вид с пешеходного моста на задворки станции Псков-Пассажирский:
Пожарная часть с пожарным поездом, гаражи, хозпостройки, сараи из вагонов.
Пожарный поезд.
Списанный пожарный вагон.
Территория бывшего локомотивного депо. Историческое здание веерного депо превращено в гараж. Между путями торчит сохранившаяся нижняя часть паровозной гидроколонки.
Тепловоз ТЭП70-0091 (1987, списан в 2012).
Паровоз Л-4376 (построен в 1951 году). Точнее его фрагмент. Замурован у ДК железнодорожников в кирпичную стену в честь 70-летия СССР (1987). В 2015 году демонтирован и увезён в музей в деревне Кобона Ленинградской области.
Ещё один бывший военный ДМ62-1809 (1989). Сейчас работает в Мурманской области.
Приехал ТЭМ2УМ-086 (1989, списан в 2022). Встретились два тепловоза одного года выпуска.
Задымил.
Февраль 2006, на улице минус 15:
Вид на вокзал с Крестовского шоссе. В вагонах топят углём печки, запах стоит наихарактернейший.
Ручная стрелка.
ТЭМ2-5123 (1975) тащит полувагоны. Сейчас этот тепловоз в Центральном музее железнодорожного транспорта (ЦМЖТ), точнее на его базе запаса в Лебяжье.
Ещё три тепловоза пойманы почти в одном месте:
Грузовой 2ТЭ116-1481 (и он 1989-го года). Работает там же до сих пор.
Трактор поросёнка Петра - до Эстонии всего 50 км.
Пассажирский ТЭП70-0366 (1996). Сейчас в Архангельской области.
Маневровый ТЭМ2УМ-751 (1991, списан 2017).
На следующий день ещё похолодало:
Прибывает поезд по всей видимости из Порхова.
ТЭП70-0124 (1988). В том же 2006 году тепловоз сгорел, а под его номером стал работать другой.
Вид на Псков-Пассажирский с пешеходного моста:
Вагоны "Псков" фирменного поезда Москва - Псков.
Тут 2 марта 1917-го года стоял поезд, в котором император Николай II подписал отречение от престола. В результате чего фактически была ликвидирована Российская империя.
В обратную сторону:
Направо пути идут к Псков II, налево к Псков-Товарный. На заднем плане элеваторы Псковского мелькомбината.
Водонапорная башня 1949 года. Паровозов больше нет, она никому не нужна.
Привокзальная площадь. Мерседесов б/у всё больше, исконных Икарусов всё меньше. Номера уже повесили жёлтые.
Автовокзал с брутальными Львовскими автобусами.
На них небось ещё Довлатов в Пушгоры ездил.
ЛАЗы-699Р и примкнувший к ним Икарус-260.
Летняя реклама Билайна в 20-градусный мороз.
Автобусный зоопарк: доживающий последние дни ЛАЗ-695Н, его замена ЛиАЗ-5256.33, раритетная Setra-S215 и ультрасовременный на тот момент Волжанин-5285.01.
Хтонический ЛАЗ-695Н с прожектором.
Домой на север.
В апреле 2006-го мы были в Псковской области транзитом на поезде Питер-Брест. Ехали в Рим через Белоруссию.
Станция с говорящим названием Дно:
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
— Товарищи! Где собачонка?
Справа локомотивное депо, слева грузовая станция Бологовский парк.
Вокзал.
Вечерние Новосокольники:
Мрачновато, но погода для апреля шикарная.
На этой станции наши тепловозы меняют на белорусские - можно сравнить расскраску.
ТЭП70-0306 (1992, сейчас на базе запаса на той станции Дно).
Июнь 2006:
Приехали ночью, но не на этом, а вроде бы на СПб - Вильнюс.
С утра привычно пойду на станцию фотоохотиться за тепловозами:
Пара ТЭП70 у старого депо, первый ТЭП70-0044 (построен в 1986 и до сих пор живой, работает в Оренбургской области).
Их красиво дополняют Москвич, Жигуль и Волга.
Рядом в тупике около пункта технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ) третий ТЭП70-0128 (1988, сейчас работает в Татарстане).
На заднем плане слева виден местный восстановительный поезд на месте своей постоянной дислокации.
Улица Лунинская, перегон от Псков-Товарный (впереди) к станции Берёзки.
От Псков-Товарный...
...к Псков-Пассажирский:
Путевые машины: АГД1А (автомотриса грузовая дизельная), МПТ4 (мотовоз погрузочно-транспортный) и АГС1 (автомотриса грузовая служебная).
Снова ТЭМ2-5123, теперь тащит пассажирские вагоны.
У вокзала одновременно работают пассажирский, грузовой и маневровый.
2ТЭ116-116 (1974, списан в 2017).
ТЭП70-0293 (1992, сейчас в текущем ремонте).
Очередное прибытие в Псков великолукским поездом, июль 2006:
Уникальный опытный тепловоз ТЭМ17-001 (1992, в 2019 отправлен в ЦМЖТ).
Имеет дизель повышенной мощности (1350 л.с.). В серию не пошёл, вместо него пошёл ТЭМ18 с дизелем 1200 л.с.
Едем на поезде Псков-Новгород до Луги:
Станция Торошино, дежурный в красной фуражке.
Вокзал Торошино. Памятная доска: 18.01.1944г силами 1,4,5 отрядов 7 Ленинградской партизанской бригады был разгромлен гарнизон на ст.Торошино и взорван железнодорожный мост через реку Пскову.
Швейцарский рельсошлифовальный поезд URR96-10/B на станции Молоди. Закуплен МПС СССР в 1984 году в единственном экземпляре.
Аисты на станции Новоселье.
Сарай и сортир на станции Владимирский Лагерь.
Фигурная надпись кирпичом.
Интерьер сидячего межобластного вагона на 62 места. Сидения по два, одна сторона по ходу движения, вторая наоборот.
Луга. Тут пересаживаемся на электричку, которую правда надо подождать ещё час.
ТЭП70 и кругломордая Эр2К-906 (построена в 1970, списана в 2019, последний год жизни каталась в Крыму).
Лужские автобусы в углу привокзальной площади (сейчас тут справа построили местный парк Патриот): НефАЗ-5299 (прожил почему-то совсем недолго: 2003-2009), ЛиАЗ-677М (1989-2006), Икарус-263.10 (1997-2012). ЛиАЗу уже совсем плохо.
Там же вполне бодрый ЛАЗ-695Н (1991 г.в, списан в 2011).
Эр2К-645 (прожила долгую жизнь с 1967 по 2010). На ней поедем.
Прибытие поезда.
2ТЭ116-1090 (1985-2021).
Через почти три часа подъезжаем к Питеру. Эр2-1026 (1974-2023) на станции Броневая.
Электродепо. Следующая Балтийский вокзал.
Сентябрь 2006:
И в этот раз не обошлось без прогулки по станции.
Третий раз встречаю ТЭМ2-5123. Теперь он никого не тянет, но при этом свежеперекрашен из зелёного в синий цвет.
М62-1460 (1974-2016) ползёт через кусты.
Столпотворение у ПТОЛа: ещё один М62 и пара ТЭМ2УМ: 751 (который в прошлый раз тоже был зелёный) и 036 (1989-2016).
И там же эффектный 2ТЭ116-426 (1979).
Вокзал.
Летит ТЭП70-0270 (1991, пока живой).
На заднем плане заброшенный клуб железнодорожников. Дореволюционное здание, было снесено в 2016 году.
В завершение станция Гдов:
Это уже июнь 2007.
На табличке написано ТЭП70-0119, но на самом деле это ТЭП70-0035 (1985, сейчас работает в Ельце). Настоящий 119 номер порезали в 2006 году. Зачем РЖД так делает с номерами, фиг его знает.
Мне кажется, тут пассажирский тепловоз немного не своим делом занят.
Специально посчитал - это пятнадцатый ТЭП70 в этом посте. Вообще хорошая была охота.