Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Артиллерийский музей) точнее... История образования современного музея берёт начало от Цейхгауза (Zeughaus — оружейный дом), основанного в Санкт-Петербурге в 1703 году Петром I, который в 1702 году издал указ о сборе военных памятников «для памяти на вечную славу», а в 1703 году дал распоряжение о сохранении для истории мортиры, отлитой в 1605 году пушечным мастером Андреем Чоховым и его учеником Проней Фёдоровым и находившейся в Московском арсенале.
В 1711 году был основан Санкт-Петербургский Литейный двор. В 1776 году князь Г. Г. Орлов построил на Литейном проспекте трёхэтажное здание арсенала, где на втором этаже расположился Достопамятный зал — место хранения музейных редкостей. В 1817 году П. П. Свиньиным было издано первое описание Достопамятного зала на русском и французском языках, а к 1860 году эта коллекция насчитывала более 10 000 предметов, размещённых в 19 залах арсенала. В 1850—1851 годах Литейный двор вместе с Арсеналом перевели в новые корпуса на Выборгской стороне, получившими после этого название «Новый Арсенал». Музей с 1868 года располагается на кронверке Петропавловской крепости, это здание было возведено в 1851—1860 годах архитектором П. И. Таманским по плану, предложенному императором Николаем I. Собрание сначала именовалось «Зал достопамятных предметов Главного артиллерийского управления», потом Артиллерийским музеем, а с 1903 года — Артиллерийским историческим музеем.
Большой вклад в сохранении «инверторских, курьёзных и достопамятных вещей» внёс глава артиллерийского ведомства граф П. И. Шувалов, с 1756 года заведующим хранилища стал подпоручик И. И. Меллер. В 1872 году заведующим музеем был назначен Н. Е. Бранденбург, опубликовавший в 1877—1883 годах «Исторический каталог С-Петербургского Артиллерийского музея».
В годы Великой Отечественной войны значительную часть коллекции музея успели эвакуировать в Новосибирск (с ней убыл начальник музея полковник Ф. Я. Куске), но примерно треть осталось внутри блокадного кольца. В неимоверно тяжелых условиях «новосибирская» и «ленинградская» группы не только спасали уникальные экспонаты, но и развернули временные выставки, читали лекции в госпиталях и военно-учебных заведениях, а с 1943 года вели также выездную работу по сбору на фронте и на оборонных предприятиях редких и ценных экспонатов (трофейное вооружение, оружие воинов-героев, экспериментальные образцы и т.д.). Оставшиеся в Ленинграде работники музея организовали также дружину ПВО: только после авианалета 8 октября 1941 года она потушила на территории музея 120 зажигательных бомб.
За музеем — обелиск на месте казни декабристов:
Обелиск установлен на месте казни руководителей восстания декабристов в 1975 г., к 150-летней годовщине восстания декабристов. После подавления восстания декабристов был вынесен приговор Верховного уголовного суда о смертной казни в отношении руководителей восстания П. И. Пестеля, К. Ф. Рылеева, С. И. Муравьёва-Апостола, П. Г. Каховского и М. П. Бестужева-Рюмина. Приговор о смертной казни был исполнен на кронверке Петропавловской крепости 13 (25) июля 1826 года.
Восточный Артиллерийский мост —
С начала XIX века на этом месте существовал деревянный мост, по которому осуществлялся въезд на территорию Кронверка. В 1955 году Восточный Артиллерийский мост перешел на баланс Ленмосттреста и был перестроен в трёхпролётный балочно-разрезной системы. Деревянные прогоны были заменены металлическим пролётным строением. Устои, опоры, проезжая часть и перила остались деревянными. Длина моста составляла 33,6 м, ширина — 7,75 м. Существующий мост возведён в 1976—1978 годах.
И тут рыбачат...
Пристань, набережная, кафешки —
Водоплавающие —
Иоанновский мост —
Иоанновский мост — автодорожный металлический балочный мост через Кронверкский пролив в Петроградском районе Санкт-Петербурга, соединяет Заячий и Петроградский острова. Построен на месте первого моста в Санкт-Петербурге. Памятник архитектуры федерального значения и находится под охраной государства.
Соединяет Иоанновские ворота Петропавловской крепости и Кронверкскую набережную рядом с Каменноостровским проспектом.
Мост носил наименование Петровского с момента постройки, а с 1849 (1887) года стал называться Иоанновским, по расположенному поблизости Иоанновскому равелину. На плане 1875 года Иоанновский мост обозначен 1-м Крепостным. На свае рядом с мостом 7 мая 2003 года установлена фигурка зайца. Неофициально её называют «Зайчик, спасшийся от наводнения». Авторы проекта — скульптор В. Петровичев и архитектор С. Петченко. Скульптура высотой 58 см выполнена из сплава силумина, алюминия и дюраля и покрыта нитридом титана.
Выплыли в Неву —
Чуть сзади осталась Троицкая часовня —
Троицкая часовня — памятная часовня на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, расположена на месте снесённого храма Пресвятой Троицы. Раньше на этом месте находилась церковь Пресвятой Живоначальной Троицы. 15 февраля 1932 года она была разобрана по распоряжению советских властей. Полученный таким образом кирпич в количестве 70-80 тысяч штук был использован для надстройки дома по Камской ул., д.14, чтобы покрыть дефицит жилплощади в Ленинграде. В 1993 году на пустыре, оставшемся после снесения церкви, был установлен памятный камень.
Соответственно — Троицкий мост:
Троицкий мост (с 1918 по 1934 г. — мост Равенства, с 1934 по 1991 г. — Кировский мост) — автодорожный металлический разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет между собой Петроградский и 1-й Адмиралтейский острова. Третий постоянный мост через Неву (после Благовещенского и Литейного), один из красивейших петербургских мостов. В 1990 году включён в список объектов культурного наследия России регионального значения, находится под охраной государства. С 2005 года раскрытый разводной пролёт моста — один из символов праздника выпускников «Алые Паруса».
Мост соединяет Суворовскую площадь перед Марсовым полем и Троицкую площадь (Петроградская сторона). За мостом начинается Каменноостровский проспект. Северную часть моста пересекает Пулковский меридиан.
Находившийся с 1803 года плашкоутный мост в 1804 году получил название Петербургский мост. Перестроенный в 1824—1827 годах мост предполагалось назвать Суворовским по расположенной напротив моста Суворовской площади с памятником А. В. Суворову. Однако в 1827 году мост назвали Троицким по находившейся рядом Троицкой площади и Троицкому собору (разрушенному в 1932 году). В 1891 году Дума предложила назвать строящийся постоянный мост Александро-Мариинским по случаю 25-летия со дня бракосочетания Александра III и Марии Фёдоровны, однако император повелел сохранить за мостом наименование Троицкого.
В октябре 1918 года мост был переименован в мост Равенства. После гибели С. М. Кирова постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1934 года мост был переименован в Кировский мост. Название просуществовало до 4 октября 1991 года, после чего решением президиума Санкт-Петербургского Совета народных депутатов от 04.10.1991 № 314 «О восстановлении исторических названий городских объектов» мост снова стал называться Троицким.
Мост десятипролётный. Размеры отверстий моста (в порядке от левого берега): 11,4 + 43 + 53,3 + 76,4 + 96,4 + 76,4 + 53,3 + 22 + 20 + 18 м. Длина моста 582 м, ширина моста между перилами 23,6 м, из них ширина проезжей части 19,0 м и два тротуара по 2,3 м.
Проплыли под мостом к ещё одному пищеблоку —
Дворец великого князя Николая Николаевича с доходным домом —
Дворец великого князя Николая Николаевича-младшего на Петровской набережной (дом №2) является последним из особняков, построенных в Санкт-Петербурге для члена семьи Романовых. Его строительство было задумано Николаем Николаевичем, внуком Николая I, после женитьбы на герцогине Анастасии Николаевне Лейхтенбергской, урождённой княжне Черногорской, в семье называемой Станой. После реставрации в 1985 году у дворца появился новый вход со стороны набережной. Здание стало Дворцом бракосочетания. В 2000 году здесь разместилось резиденция полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.
В садике Домик Петра I виднеется —
Дом Петра I — первая постройка в Санкт-Петербурге, жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 годы. Этот небольшой деревянный дом площадью 60 м² был построен солдатами-плотниками недалеко от Троицкой площади всего за три дня — с 24 мая (4 июня) по 26 мая (6 июня) 1703. Здесь же 27 мая (7 июня) прошло празднование по случаю присоединения земель и основания нового города. По другой версии был использован шведский дом, перенесённый из города Ниен, выше по течению Невы. Мебель также была быстро добыта на месте и является типичной обстановкой дома шведского мещанина. В 1930 году в доме был открыт музей, где представлены артефакты той эпохи и подлинные вещи самого Петра.
Далее по набережной — дом военморов:
Здание начали возводить в 1932 году как гостиницу «Интурист» (на конкурсе состоявшемся в 1931 году победил проект архитекторов Е. А. Левинсона и И. И. Фомина). В 1936 году, когда железобетонный каркас возвели до 7 этажа, стройка была приостановлена. В 1938 году было решено передать строящееся здание Наркомату ВМФ для размещения минно-торпедного института и общежития Военно-Морской Академии. Строительство дома было завершено в 1941 году. Со стороны Невы фасад украшен бетонной скульптурной группой «Матрос и Кораблестроитель», выполненной скульптором Я. А. Троупянским. В доме с 1967 по 2007 год жил народный артист, почётный гражданин Санкт-Петербурга Кирилл Юрьевич Лавров. В память об этом в 2010 году на доме была установлена мемориальная доска... (https://love-gorod.ru/saint-petersburg/obj/dom-voenmorov)
Синеется — Училищный дом имени Петра Великого:
Здание Нахимовского училища в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле ретроспективизма, построенное в 1910-1912 годах по проекту А. И. Дмитриева для Городского училищного дома имени Петра Великого. С 1944 года в здании размещается военно-морское училище.
Тут же — крейсер Аврора:
Военно-медицинская академия —
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова — первое высшее медицинское учреждение России для подготовки классных чинов военного ведомства и военнослужащих медицинской службы Вооружённых Сил Российской Федерации. Академия занимает историческое здание в центре Санкт-Петербурга, построенное в конце XVIII века по проекту Антонио делла Порта в стиле высокого классицизма и украшенное живописными панно Джузеппе Бернаскони.
Опять — крейсер Аврора:
«Аврора» — крейсер 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана». Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Во время русско-японской войны участвовал в походе Второй Тихоокеанской эскадры, закончившемся Цусимским сражением. Крейсер принимал участие также в Первой мировой войне. Холостой выстрел с «Авроры» явился сигналом к началу штурма Зимнего дворца; крейсер стал одним из главных символов Октябрьской революции. С 1948 года находится на вечной стоянке у Петроградской набережной у истока Большой Невки. Крейсер несколько раз перемещался для проведения ремонтов, последний раз вернулся на стоянку 16 июля 2016 года. Крейсер «Аврора» является объектом культурного наследия Российской Федерации.
Заказ крейсеров типа «Диана» был вызван внешнеполитической обстановкой, создавшейся в конце XIX века. Обострившиеся противоречия с Англией, которые удалось вскоре урегулировать дипломатическим путём, сменились постоянно возрастающей «германской угрозой» на Балтике. Новый виток гонки военно-морских вооружений на фоне напряжённой политической ситуации привёл в 1895 году к очередной корректировке двадцатилетней судостроительной программы России, принятой в 1881 году. В рамках дополнений, внесённых в программу, были заказаны три «карапасных крейсера», ставших впоследствии крейсерами типа «Диана».
Вдали Троицкий мост виднеется —
Исполнителем заказа был выбран Балтийский завод, специалисты которого в течение месяца представили на рассмотрение Морского технического комитета четыре эскизных варианта крейсеров различного водоизмещения. Основой для дальнейшей разработки был выбран созданный по инициативе С. К. Ратника проект крейсера водоизмещением 6000 тонн, прототипом которого являлся новейший в то время английский крейсер «Талбот». Вплоть до ноября 1896 года происходило согласование тактико-технических характеристик будущих кораблей, а до этого (в начале июня) было принято решение о постройке серии — уже не из двух, как предполагалось изначально, а из трёх крейсеров. Третий крейсер (будущую «Аврору») было предписано заложить в Новом Адмиралтействе. Работы по строительству «Паллады» и «Дианы» осуществлялись фактически одновременно, «Аврора» же отставала от графика на протяжении всей постройки и может считаться дополнительно строившимся кораблём проекта.
В 11:15 11 (24) мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, наблюдавших за церемонией из Императорского павильона, состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду. Под залпы артиллерийского салюта стоявших на Неве кораблей крейсер благополучно сошёл на воду, «без перегиби и течи», как докладывал впоследствии К. М. Токаревский. «По мере выхождения судна из эллинга, на нём были подняты флаги, а на грот-мачте штандарт Его Величества». Во время спуска на верхней палубе корабля в составе почётного караула находился 78-летний матрос, служивший на фрегате «Аврора». Кроме того, на спуске присутствовал бывший офицер прославленного парусника, а теперь вице-адмирал К. П. Пилкин. На следующий день новый крейсер был отбуксирован к стенке Франко-русского завода для установки главных машин. Водоизмещение корабля на момент спуска составило 6731 тонну.
В Цусимском сражении "Аврора" попала под шквальный огонь 16 японских кораблей, получила 18 попаданий снарядов среднего и малого калибра, причинивших крейсеру довольно серьезные повреждения. Особенно существенный урон претерпела корабельная артиллерия. Экипаж потерял 15 человек убитыми и 82 ранеными. Погиб командир крейсера, капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, смертельно раненный в голову осколком вражеского снаряда на боевом посту, в рубке.
От геройской гибели "Аврору" спасли русские корабли-броненосцы, которые отогнали неприятеля. Тем не менее изрядно потрепанные корабли не смогли прорваться во Владивосток и ушли на юг, в филиппинский порт Манила, где были интернированы до конца войны властями США, под чьим протекторатом находились в то время Филиппины.
Хранила судьба "Аврору" и в Первую мировую войну. 11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка U-26 обнаружила два русских крейсера – "Аврору" и "Палладу", новый крейсер, построенный после Русско-японской войны.
Командир субмарины капитан-лейтенант фон Беркхейм оценил ситуацию и предпочел выпустить торпеду по более лакомой цели – "Палладе". Новый крейсер затонул вместе со всем экипажем, а ветерану удалось укрыться в шхерах. Так "Аврора" вторично избежала гибели.
В 1917 году имперское командование Балтийского флота подготовило приказ о затоплении крейсера в фарватере Финского залива, на подступах к Кронштадту, чтобы не допустить к Петрограду немецкие эскадры. Этому воспрепятствовала революционно настроенная команда корабля, а через несколько месяцев произошла Октябрьская революция.
Вид на Литейный мост —
Литейный мост — автодорожный разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет центральную часть города (Центральный район) с Выборгской стороной (Выборгский и Калининский районы). Второй постоянный мост через Неву (после Благовещенского моста). Построен через самое глубокое место Невы, где глубины достигают 24 м. Перильное ограждение моста является объектом культурного наследия регионального значения.
Название моста известно с 1851 года и происходит от Литейного двора, находившегося на левом берегу реки. В 1879 году при открытии постоянного моста его назвали мостом Императора Александра II. Имя быстро сократилось до Александровского моста (но, например, на открытках всё равно чаще был обозначен как «Литейный»). А после 1917 года исчезло вовсе, так и не вытеснив первоначального названия.
Во время блокады Ленинграда возникло неофициальное название Чёртов мост, так как район Литейного моста и площади Финляндского вокзала (получившей название Долина смерти) чаще других подвергался обстрелам.
А мы поворачиваем к набережной Кутузова —
Набережная Кутузова — набережная, проходящая по левому берегу реки Невы от Литейного моста до набережной реки Фонтанки. Нумерация домов ведётся от Литейного моста. Продолжает набережные Воскресенскую и Дворцовую.
Первоначально не имела самостоятельного названия, считалась частью Дворцовой набережной. С 1860 года стала называться Гагаринской набережной, по располагавшемуся на противоположном берегу Невы Гагаринскому «пеньковому буяну» (складу пеньки) и Гагаринской пристани, которые, в свою очередь, сохранили имя князя Матвея Гагарина, имевшего здесь домовладение в царствование Петра I. Затем именовалась Воскресенской набережной.
С 1902 года называлась Французской набережной, так как на ней располагалось посольство Франции. В 1918 году была переименована в набережную Жореса. В сентябре 1945 года названа по имени фельдмаршала Кутузова, дом которого (дом № 30) расположен на набережной.
После того, как в 1764—1768 годах набережную Невы одели в гранит, здесь стали выдавать участки для строительства: первые здания были построены на участках домов № 6, 24, 28 и 30; в 1781 году началось строительство здания на участке дома № 36. Долгое время пустовали участки домов № 12 и 14, принадлежавшие Г. А. Потёмкину, наследники которого впоследствии продали их.
На набережной находятся следующие заметные дома.
Дом № 2 — офицерские казармы лейб-гвардии Конной артиллерии и 1-й Артиллерийской бригады. (1851—1853, арх. А. П. Гемилиан и И. Н. Роут).
Дом № 4 — дом А. Д. Шереметева, который владел им с конца XIX века до революции 1917 года. Был известен как «Самбурский дом», по имени его первого владельца А. А. Самборского. Построен в 1850-х годах; перестраивался при участии Н. В. Султанова. Интерьеры создавались в конце XIX века в соответствии с предпочтениями семьи Шереметевых. Домовую церковь Св. Александра Невского отделывал Г. В. Барановский. Особняк площадью 4,8 тыс. м² был выставлен в 2008 году на продажу ОАО «Талион», которое реконструировала его под элитную резиденцию, как писал «Деловой Петербург». Приобретён Алишером Усмановым в конце 2010 года.
Дом № 8 — после адмирала П. В. Чичагова владельцем был П. Л. Давыдов, при котором нижний этаж сдавался внаём. Существующий облик здание приобрело в 1912 году.
Дом № 10 — был построен в период 1814—1816 годов генерал-лейтенантом А. У. Болотниковым. В 1816 году куплен князем Ф. С. Голициным, в этом доме семья князя жила до 1825 года. Затем владельцами были князь В. С. Трубецкой, при котором в 1827—1830 году здесь жил А. Н. Оленин; затем — А. В. Пашков, при котором, в 1842—1843 годах, дом получил свой внешний облик — в соответствии с проектом архитектора Г. Ю. Боссе. В 1876—1884 годах в доме проходили собрания религиозной секты пашковцев, главой которой был отставной гвардейский полковник В. А. Пашков. В 1892—1917 годах в доме располагалось Французское посольство, в 1952—1960 годах — Институт полупроводников, в котором работал академик А. Ф. Иоффе. Ныне в здании находится Институт прикладной астрономии.
Дом № 12 — дом М. Э. Клейнмихель, 1-я четверть XIX в. Здесь в 1934—1942 годы жил писатель Б. А. Лавренёв.
А мы доплыли до Летнего сада...
Летний сад — парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII века в Центральном районе Санкт-Петербурга. Сад был заложен по повелению Петра I в 1704 году и первоначально был регулярным. Занимает отдельный одноимённый остров, омываемый реками Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей канавкой.
Вот мы и поворачиваем к Фонтанке...
Прачечный мост —
Прачечный мост — автодорожный каменный арочный мост через реку Фонтанку в Центральном районе Санкт-Петербурге, соединяет Летний Сад (остров) и Безымянный острова. Один из первых каменных мостов, построенных в Петербурге. Первый трёхпролётный каменный мост в городе. Объект культурного наследия России федерального значения.
Прачечным мост называется в связи с тем, что неподалёку — на углу Сергиевской улицы и Фонтанки — были дворцовые прачечные.
Вот, вплыли в Фонтанку —